Инициативу Кабмина по увеличению минимальных зарплат в Украине вдвое эксперты называют непродуманной и даже популистской. Какие риски она несет и приведет ли такой шаг к ожидаемой детенизации экономики Украины.
26 октября Кабинет министров ошеломил своей инициативой по увеличению минимальной заработной платы с 1 января сразу в два раза - с 1600 до 3 200 гривен. Ведь в проекте бюджета, который лишь неделю назад в первом чтении приняла Верховная Рада, было запланировано в десять раз меньше роста - на десять процентов. Премьер Владимир Гройсман заявил, что инициатива призвана "навести порядок на рынке оплаты труда", а президент Петр Порошенко объяснил этот шаг необходимостью "борьбы с бедностью и защитой работников". Более конкретные ожидания власти от такого шага озвучил председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров. Это - детенизация экономики и увеличения поступлений в бюджет.
Из тени на свет?
Действительно, вопрос детенизации, как и ранее, стоит очень остро, поскольку значительная часть экономики, по разным оценкам - около 50 процентов, находится в "тени". Эта закономерность сохраняется уже на протяжении многих лет, и никакие меры властей, которые должны способствовать легализации бизнеса, желаемого результата не приносят.
Одна из самых известных схем тенизации в Украине - это выплата официальной зарплаты на минимальном уровне, а остальных денег - в конвертах. Таким образом владельцы бизнеса избегают уплаты единого соцвзноса и других отчислений. И повышения на 100 процентов минимальных зарплат должно бы значительно увеличить и налоговые отчисления бизнеса, на что власть и рассчитывает.
Впрочем, опрошенные эксперты высказывают сомнения в достижении таким шагом успехов в борьбе с теневым сектором. "Детенизация мало зависит от разного рода налоговых ставок, она больше зависит от доверия к власти, к последовательности, четкости, прозрачности, предсказуемости ее действий. Пока что, к сожалению, у нас этого нет. И я боюсь, что такие эксперименты могут определенным образом усложнить ситуацию с доверием к власти", - отметил DW директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
В свою очередь, экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь допускает, что инициатива правительства может привести даже к обратному эффекту. "Это может привести к росту тенизации экономики, если бизнес посчитает, что эффективнее выходить в тень, чем платить с новых высших зарплат социальные отчисления", - отметил эксперт.
Другие риски
Как отмечает Василий Юрчишин, такие резкие повышения создают огромные риски девальвации и инфляции. Кроме того, эксперт прогнозирует, что "такими агрессивными действиями, которые ставят под угрозу макроэкономическую стабильность и сбалансирования", будет, скорее всего, очень обеспокоен Международный валютный фонд (МВФ). "А это игнорировать нельзя. Есть очень большие сомнения, что это решение согласовывалось с МВФ и найдет в нем понимание", - убежден Юрчишин.
Сомневаются эксперты и в том, что в правительстве осуществлялся качественный анализ и оценка результатов такого повышения зарплат. "Решение выглядит не очень хорошо продуманным. Очень похоже на то, что удвоить зарплату решили не потому, что был какой-то расчет, а просто подумали, что это выглядит довольно неплохо, поэтому давайте удвоим", - утверждает Жолудь. А по мнению Юрчишина, эта история "очень похожа на политический популистский тезис". "Такому резкому повышению должна предшествовать информация о ресурсах и источники, за счет которых можно столь и мгновенно повышать минимальные заработные платы, однако понятные и рациональные источники финансирования отсутствуют. Правительство только говорит о том, что у него есть другие источники, кроме эмиссии, но по-партизански хранит их в тайне", - отметил Юрчишин, добавив, что украинская экономика сейчас не имеет свободных ресурсов для столь значительного повышения.
Кроме того, оба эксперта не исключают, что инициатива правительства в конечном итоге приведет к росту безработицы, поскольку предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу придется сокращать работников из-за значительного увеличения налоговой нагрузки.
Взгляд изнутри
В украинских отраслевых ассоциациях, с которыми пообщалась DW, по-разному оценивают инициативу правительства. Генеральный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Тарас Высоцкий выразил полную поддержку изменениям, ведь, в случае, если произойдет детенизация на аграрном рынке, будут созданы более конкурентные условия. "Это означает, что все, кто платил минимальные зарплаты, будут вынуждены подняться до уровня средней, которая в агросекторе составляет 3 700 гривен, и это выровняет конкуренцию. Все будут работать в одинаковых конкурентных условиях с точки зрения себестоимости продукции", - сказал Высоцкий. По его мнению, минимальная зарплата на уровне 3 200 гривен не является для аграрного бизнеса такой нагрузкой, которая, учитывая рентабельность в секторе АПК, может повлечь банкротство любого предприятия в любом регионе Украины.
Противоположного мнения придерживается председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Татьяна Изовит. "Боюсь, что эта инициатива с повышением зарплат вдвое, которую власть преподносит как великую победу, для представителей отрасли легкой промышленности будет кошмаром", - отметила она в комментарии DW. Она объясняет, что повышение минимальной зарплаты вдвое, с одной стороны, ударит только по бизнесу, который работает легально и платит налоги, а с другой - никоим образом не повлияет на занятых в теневом секторе. А внутренний рынок товаров легкой промышленности, который находится в "тени", по словам Изовит, составляет около 70 процентов. По ее данным, средняя зарплата по отрасли составляет 3 400 гривен в 2016 году (в 2015 - 2 900 гривен), и во многих областях реальная зарплата меньше 3 200 гривен. Следствием такого шага глава "Укрлегпрома" называет вероятное сокращение занятости и возврат такого явления как задолженность по выплате зарплат на экономически активных предприятиях. Кроме того, добавляет Изовит, правительство не советовалось с бизнесом относительно такого резкого повышения, а в генеральном соглашении, заключенном между правительством, работодателями и профсоюзами лишь в августе 2016 года, речь шла о росте "минималки" на 10 процентов.
Голоса снизу
Василий Юрчишин говорит, что все нагрузки с повышением минимальной зарплаты вдвое ляжет на средний класс, а также на малый и средний бизнес. Последний уже выражает большую обеспокоенность предстоящими переменами, и объясняет, что у бизнеса не будет другого выхода, кроме как повышать цены. "В нынешних условиях такое искусственное повышение "минималки" будет оплачивать потребитель, иначе просто придется или вообще не платить зарплаты, или закрываться. Для предпринимателя такое повышение, прежде всего, означает рост расходов на налоги. По моему мнению, такая инициатива никак не мотивирует малый бизнес платить белые зарплаты, скорее наоборот", - сказал в беседе с DW частный предприниматель из Киева Тарас С.
"При таких условиях с нового года негосударственному сектору придется практически вдвое больше средств перечислять в госбюджет. Это достаточно серьезный рост расходов, и для некоторых видов бизнеса он может быть критическим", - добавляет частный предприниматель из Вышгорода Александр Крикницкий. По его словам, тогда перед бизнесом встанет вопрос, стоит ли вообще официально оформлять работников на работу. "И наверняка мы столкнемся с тем, что сотрудников переведут на гражданско-правовые сделки, по которым никто не платит отчислений, переведут на пол-ставки или вообще формально уволят. Бизнес найдет пути для избежания дополнительных расходов", - прогнозирует предприниматель.