Способна ли Украина перескочить из третьего мира в первый азиатским образом?

За последние полвека примеры «экономического чуда» продемонстрировали лишь три типа государств: те, которые были богатыми раньше, те, которые имели нефть, и «азиатские тигры». Украина не имеет шансов принадлежать к первым двум типам, а путь, которым шли к успеху и богатству Южная Корея, Тайвань, Сингапур или КНР, у нас бы назвали новейшим рабством и национальной изменой, пишет Тыждень.

Как страны могут разбогатеть?

Не трудно было стать богатыми таким государствам, как США, Британия, Франция, Германия, Италия. Они имели развитую инфраструктуру и веками были очагами развития науки, технологий и культуры. К тому же, на экономику большинства из них веками работали колонии и страны, которые служили источниками дешевого сырья и рынками сбыта. Экономический скачок не стал результатом упорного труда или реформ в странах, у которых была нефть и газ – Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар и частично РФ. Высокий уровень жизни, достойные зарплаты и пенсии им, фактически, подарила сама земля и недра, которые волей истории оказались в их границах.

И третий вид стран, которые стремительно разбогатели, – это так называемые «азиатские» или «дальневосточные тигры» – Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Они за полвека из непроходимых джунглей и бамбуковых поселков превратились в промышленные мегаполисы, которые изготавливают на экспорт компьютеры, гаджеты, автомобили, самолеты и инновационные технологии. Эти страны последовали экономическую модель Японии и за два-три десятилетия вырвались в число мировых лидеров-экспортеров высокоточного оборудования. Однако путь, которым они шли до экономического чуда, много украинцев назвали бы неприемлемым.

Почему Украина бедная?

Несмотря на огромные надежды украинцев на повышение уровня жизни, у нас нет никаких веских оснований для роста экономики, и основа для этого даже не формируется. Самая главная причина бедности украинцев кроется в неприбыльной структуре украинской экономики. Большинство наших предприятий специализируется на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью. Украина экспортирует за границу зерновые, масло, мясо, лес, продукцию металлургических и химических заводов, которая в основном является сырьем для технологических предприятий промышленно развитых стран, и именно они получают основные доходы от реализации завершенного цикла производства. Сырье традиционно стоит значительно дешевле, чем готовая продукция. Зато украинцы больше всего покупают горючее, заграничную одежду, бытовую технику, компьютеры, телефоны, автомобили, оборудование, лекарства, средства гигиены, и вся эта продукция закупается за рубежом за валюту. Металл, руду, транзит, зерно, мясо и водку мы обмениваем на иностранные высокотехнологичные товары, которые стоят значительно дороже. Около 82% украинского экспорта формируется из низкотехнологичных секторов экономики, а 36% экспорта – сырье.

Читайте также: Как построить в Украине экономику инноваций

Чтобы начать что-то зарабатывать, нужно начать производить что-то дороже и более необходимое на мировом рынке, чем лес, руда и пшеница. В Украине еще остались от советского наследия авиационная и космическая промышленность, однако они находятся на грани существования. Да и значимость их контрактов является чрезвычайно мизерной – продают по 3-5, иногда 10 самолетов на общую сумму 200-300 миллионов долларов. К примеру, только на выставке в Ле Бурже концерн Airbus получил заказы на 730 самолетов общей стоимостью 72 млрд долларов.

Бюджетные космические программы дают ежегодный доход от продажи ракет-носителей на 100-120 млн долларов. Это не те деньги, которые способны повлиять на экономический рост. И даже те технологические отрасли, которые потенциально могут приносить прибыль стране, используются неэффективно, а новые производственные комплексы не создаются. В нашей стране очень слабо развиты те отрасли, которые бы привлекали валюту из-за рубежа. Украина не имеет ни своей "Nokia", ни "Samsug", ни "Apple", ни других компаний, которые бы работали на прибыльный экспорт. Валюту в Украину привозят разве что гастарбайтеры ежегодно от 4 до 8 млрд долларов, то есть более трети государственного бюджета. Большинство украинцев работают учителями, врачами, милиционерами, военными, чиновниками – это бюджетники, в основном, они проедают бюджет и не создают для экономики валютных доходов. Или в сфере торговли: продавцы на рынках, промоутеры, дистрибьюторы, мерчандайзеры, супервайзеры – эти люди преимущественно обслуживают перепродажу продукции и также не привлекают валюты. Зато программистов и авиаконстукторов или инженеров-ракетчиков вообще маловато. "Азиатские тигры", такие как Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Сингапур, достигли своего экономического чуда, производя технологическую продукцию, на которую был спрос за рубежом. Эти страны сделало богатыми развитие технологического производства. Успех всех развитых государств подтверждает, что другого пути к благосостоянию нет.

Путь «тигров»

Модель и секрет экономического успеха Китая, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Малайзии и Гонконга заключался в интеграции в мировую экономику и экспорт высокотехнологичной продукции. Поскольку своих предприятий не хватало или не было, правительства этих стран создавали благоприятные условия для прихода иностранных инвесторов и владельцев. Этому способствовало наличие большого количества рабочих рук и бедность населения, которое готово работать за невысокую плату. Иностранные корпорации переносили из США, Франции, Британии или Германии заводы и фабрики, и размещали их в странах, где работники рады были работать за 100-200 долларов в месяц, а не за 2000, как в США. Нищета этих стран стала привлекательным инвестиционным климатом, и благодаря этому дальний Восток стал эпицентром мирового промышленного бума.

Еще одним важным условием прихода иностранных бизнесменов, которые создавали рабочие места и привозили валюту, стало максимальное содействие государства иностранному бизнеса и невмешательства в их экономическую политику. На практике это означало, что корпорации могли без бюрократических препятствий получить земельные участки, не проникаться проблемами с налоговыми и контролирующими органами, не зависеть от изменения политической конъюнктуры и, что самое важное, не зависеть от государственного регулирования процесса производства, особенно в области трудовой политики. Государство не вмешивалось не только в такие дела корпорации, как зарплата рабочих, но и в такие, как продолжительность рабочего дня, не способствовала возникновению социально-ориентированного трудового кодекса.

Читайте также: Гондурас начинает эксперимент с чартерными городами

Ценность работника для корпорации определялась тем, сколько из него можно выжать максимальной пользы за больший трудовой день и за меньшую плату. «На предприятиях компании Foxconn, которая занимается сборкой айфонов, к рабочим относятся как к машинам», – говорит представительница правозащитной организации Деби Чан. «Им запрещено разговаривать, за целый день им не разрешают присесть. Они работают стоя почти десять часов в день. К тому же, приходится выстаивать в длинных очередях за обедом или на заводской автобус. Немало рабочих рассказывают, что проводят на ногах по 14 часов. Если они не успевают выполнить задание, их лишают обеденного перерыва. Им разрешается поесть только по завершении смены».

Часто работники иностранных корпораций вынуждены жить в тесных общежитиях, а на производстве их безжалостно штрафуют и наказывают за плохо выполненную работу. Дошло до того, что компания Foxconn запретила своим сотрудникам самоубийства на работе, которые стали частым явлением. Безусловно, Маркс бы плакал, но корпорации, заинтересованные именно в тех странах, в которых они смогут на самых дешевых условиях получать наибольшие прибыли. И именно благодаря им эти государства становятся индустриальными лидерами. Именно благодаря низкой оплате труда, более длинному рабочему дню, меньшем количестве выходных и меньшим отпускам своих работников Япония, Корея и Китай стали мировыми лидерами экспорта продукции.

Украинцы, которым приходилось работать на иностранные компании, такие как «Фуджикура», «Леон», «Бадер» часто жалуются на непривычно жесткие правила и бесчеловечную эксплуатацию рабочего персонала. Типичной является ситуация, когда с открытием иностранцами в украинской провинции небольшого предприятия или фермы там некому работать, а рабочие приезжают из соседних районов. Поскольку мало кто из местных крестьян выдерживает работу без перекуров, без длительного обеда и частых сидений-отдыхов, за которые иностранный владелец обычно жестко штрафует. Те, кто увлекается экономическим успехом Китая, Японии, Южной Кореи, должны понимать, что правительства этих стран де-факто предоставили льготные условия для иностранных корпораций, которые эксплуатируют местных рабочих так, как им никогда бы не позволили вести себя с американским или британским рабочим. Именно это в сочетании с низкими зарплатами местного населения стало условием экономического чуда «восточноазиатских тигров».

Так, Южная Корея стала промышленно развитым государством на условиях, на которые бы никогда не согласился ни один украинский патриот. Южная Корея стала рынком дешевой рабочей силы для модернизированной Японии, оправляющейся после последствий Второй мировой войны. Принимая заказ для американских предприятий, японские компании находили еще более дешевую рабочую силу в одной из своих бывших колоний – Кореи. Отношения Кореи и Японии очень похожи на отношения Украины и России: век длительного колониализма, безжалостная эксплуатация метрополией колонии, уничтожение национального языка, традиций и геноцид, который сопровождался жестокими этническими чистками со стороны японцев. Так, сразу после войны корейцы начали за низкую плату работать на японские компании, производить товары на экспорт, а со временем создали собственные корпорации – такие как «Samsung», «LG», «Нyndai» и другие, которые вошли в число мировых лидеров технологий.

Населения «азиатских тигров», возможно, не чувствует себя очень счастливым, потому что корейскому или тайваньскому работнику часто не хватает на это времени, но с ростом доходов от экспорта в этих странах постепенно растет и социальное благополучие, зарплаты, улучшается городская инфраструктура. Города «азиатских тигров» все больше напоминают модернизированные американские мегаполисы, а сами эти страны из отсталых колоний и объектов международной политики постепенно становятся экономически успешными примерами для других государств третьего мира. «Из третьего мира в первый» – так называется книга автора сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю. Эти слова, безусловно, не является преувеличением, если сравнить развитие «азиатских тигров» за последние полвека.

Читайте также: Ли Куан Ю: Сингапурская история успеха

Как достичь «украинского экономического чуда?»

Если Украина хочет повторить экономический успех «тигров», то нам следует полностью открыть страну для международного бизнеса и максимально содействовать иностранным инвесторам. С их приходом в Украину перенесутся производства и фабрики, в нашем государстве начнут собирать компьютеры, автомобили мировых брендов, мобильные телефоны, холодильники и тому подобное. Мы наконец начнем производить то, что в мире продается за нормальные деньги. С точки зрения мировой экономики, Украине очень повезло с падением национальной валюты более чем в три раза, благодаря этому средняя зарплата украинцев упала с 300-200 долларов до 150-100 долларов. Теперь месяц работы украинца стоит так же, а то и дешевле, чем труд индийского или китайского рабочего. Это означает, что мы опережаем Юго-Восточную Азию по одному из пунктов инвестиционной привлекательности.

Осталось еще создать такие политико-правовые условия, в которых иностранный бизнес сможет свободно работать, открывать новые заводы, вкладывать деньги и развивать экспорт, не боясь украинских налоговиков, прокуратуры, государственных квот и парламентского лоббирования олигархов, направленного против их бизнеса. Чтобы инвестор знал, что независимо от того, кто в Украине президент и какая партия у власти, его завод и дальше будет свободно работать без всякого давления государства и бюрократов. Именно такие условия были созданы в Китае и «азиатских тиграх» и именно поэтому к ним потянулись международные корпорации. Украинские олигархи должны уступить место тем, кто принесет в страну инвестиции и технологии. И ни в коем случае государство не должно вмешиваться в их экономическую и трудовую политику. Вставлять иностранным компаниям палки в колеса под видом протекционизма – будет означать отпугивать инвесторов. Создание правового государства, в котором право не меняться в пользу тех или иных экономических игроков вследствие изменения партий в парламенте, должно стать идеей-фикс украинского гражданского общества.

Читайте также: Украина опустилась на 85 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности

И, безусловно, в стране должны быть мир и стабильность. Ведь, как известно, бизнес любит тишину. Поэтому условием экономического украинского успеха должно стать установление мира на Донбассе – международный бизнес должен знать, что у нас уже нет войны. Только тогда, когда на основе иностранных инвестиций и предприятий зарубежных корпораций с Украины начнут везти на экспорт высокотехнологичную продукцию, имеют шансы появиться и украинские производители современного оборудования, компьютеров, гаджетов и телефонов.

Кто-то, возможно, скажет, что этот путь напоминает иностранное ярмо, в котором украинцы, как рабы, за копейки будут работать на иностранцев, а наша страна станет колонией транснациональных корпораций и иностранных промышленных производств. Но пройденный путь «азиатских тигров» подтверждает, что при условии правильной государственной политики это может быть шансом экономического роста. Путь экономического успеха стран Восточной и Южной Азии не был легким и не всем нравился. Но другого пути у стран третьего мира вырваться из нищеты и превратить свои заброшенные и обшарпанные городки в современные мегаполисы на сегодня нет.

Хотя украинцы могут и дальше продолжать искать «свой», «отдельный» путь, не работая ни на какие международные рынки и компании, и ожидать экономического роста от какого-то нового национального лидера, политического «мессии», который все за нас сделает, отберет у олигархов украденные деньги и наведет в стране «порядок».

Ранее сообщалось, что успешный опыт Сингапура в борьбе с коррупцией мог бы пригодиться Украине.

Метки:
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки