Жесткие валютные ограничения Национального банка уже два года как перекрыли кислород бизнесу. Чем дольше они продолжаются, тем больше побуждают к теневым операциям, предостерегают в деловых кругах.
"Они проверяют каждый контракт. Часто придираются к каким-то мелочам, формальностям и приходится переписывать документ", - возмущается предприниматель Дмитрий П., который попросил не называть его настоящее имя. Его фирма импортирует в Украину из стран ЕС разного рода оборудование. Каждый раз, когда фирма Дмитрия через банк покупает валюту, контракт с иностранным поставщиком проверяет Национальный банк. Неважно, идет ли речь об установке стоимостью в десять тысяч евро или запчасти на 500 евро каждый контракт каждой фирмы, которая что-то покупает за границей оказывается на столе у клерков Национального банка. Такие жесткие проверки - часть экстренных мер Нацбанка, направленных на контроль оборота валюты и поддержание курса гривны.
"Все бюрократические процедуры занимают от 5 до 10 рабочих дней. И это чтобы купить несколько тысяч евро", - сетует Дмитрий. Иногда, говорит предприниматель, контракты приходится переделывать по требованию Нацбанка, что вызывает непонимание у иностранных партнеров и затягивает поставки на несколько недель. Дмитрию лопается терпение - ограничения длятся уже больше двух лет и конца им пока не видно. Предприниматель признается, что уже не раз думал воспользоваться советом друзей из бизнес-кругов и пойти на "помойку".
"Помийкой" предприниматели называют нелегальные конвертационные центры. На "помойку", которых только в Киеве есть десятки, условном "Петровичу", как шутливо называют "менял" знакомые Дмитрия. "Петрович" не только нелегально продает бизнесменам валюту. Он предоставляет полный "пакет" услуг: за комиссию в 100-150 евро купленная у него валюта уже за два дня перечисляется на любой счет в странах Европейского Союза - без проволочек и контроля со стороны Нацбанка. Используются при этом фиктивные контракты и счета в банках ЕС, прежде всего в Латвии.
Нелегальный бизнес легальных обменников
"Иногда своевременно выполнить обязательства перед заказчиком удается лишь благодаря экспресс-услугам "помойки", - признается в беседе с DW один из партнеров Дмитрия по бизнесу. Он лишь пожмет плечами, определяя, что говорится про нелегальные денежные потоки, которыми часто пользуются и для избежания налогообложения, и для отмывания денег. "У меня нет выбора. Так работает большинство знакомых мне средних и малых импортеров", - говорит предприниматель.
Какой именно оборот нелегальных "помийок" в Украине, никто оценивать не берется. Ведь немало "помийок", говорят предприниматели, работают за легальным фасадом. Деньги от клиентов они принимают не только наличными, но даже совершенно открыто - безналичными переводами. "Тенизация украинского рынка обмена валют - это негативное последствие жестких валютных ограничений для банковской системы Украины", - отметил в разговоре с DW эксперт банковской сферы Юрий Прозоров из центра CMD-Ukraine.
Одновременно Прозоров констатирует, что спрос на небанковские операции по обмену валюты растет. "Количество выданных Нацбанком генеральных лицензий на валютные операции в этом году резко возросло. Это косвенно свидетельствует о том, что обмен валюты из банковского сектора переходит в "серый" пространство - частично зарегистрирован, частично нелегальный", - говорит эксперт. Финансовые компаний с генеральной валютной лицензии от Нацбанка растут, как грибы после дождя. На сегодня такие лицензии НБУ имеют 28 финансовых компаний. Еще год назад их было лишь четыре.
Офис бизнес-омбудсмена: должна быть оценка рисков
В офисе бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы сообщили, что получают от предпринимателей жалобы на необоснованные отказы Нацбанка в покупке валюты и имеют свидетельство о том, что бизнес иногда вынужден искать обходные пути. "Украинское валютное регулирование, пожалуй, самое жесткое в мире. Но чем жестче ограничения, тем более изобретательны наши люди. Каким-то же образом надо работать", - замечает заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая. По ее убеждению, мониторинг законности валютных операций должен происходить на основании оценки рисков: проверять не все контракты, а только те, которые вызывают обоснованные подозрения в злоупотреблениях. Бизнес, в свою очередь, требует, чтобы проверки касались лишь крупных контрактов объемом, по меньшей мере, в десятки тысяч евро.
Жалобы на бюрократические препоны - обыденное явление для офиса бизнес-омбудсмена, рассказывает Татьяна Короткая. Как еще один пример она приводит безосновательный перевод предпринимателей в режим индивидуального лицензирования операций внешнеэкономической деятельности."В такой режим можно попасть, если, скажем, с Вами однажды несвоевременно рассчитался клиент. Тогда вам надо на каждую внешнеэкономическую операцию получать разрешение в министерстве экономики", - рассказывает Короткая.
Украине нужна максимальная либерализация
Офис бизнес-омбудсмена призывает максимально либерализовать внешнеэкономическую деятельность. С привлечением международных экспертов команда Альгирдаса Шеметы готовит предложения по упрощению и обновление правил внешней торговли. В Украине действует безнадежно устаревший закон о внешнеэкономической деятельности от 1991 года, отмечает Татьяна Короткая. По ее словам, специалисты в своих предложениях относительно обновления законодательства ориентируются на правила, что действуют в ЕС. "На уровне национальных законодательств никаких ограничений в торговле не должно быть, кроме товаров двойного назначения и обязательств за международными торговыми соглашениями", - подчеркивает Короткая.
Это самое эксперты говорят и про валютные ограничения Нацбанка. Кроме упомянутых проверок контрактов, действует также обязательства продажи экспортерами валютной выручки. Недавно Нацбанк снизил требования обязательной продажи с 75 до 65 процентов. Однако и эти ограничения бизнес считает лишними. "В свое время бизнес с пониманием отнесся к таким ограничениям, однако, несмотря на постепенное ослабление ограничений Национальным банком, бизнес-сообщество надеется на скорейшее обеспечения свободного движения капитала", - отметила в комментарии DW исполнительный директор Анна Деревянко.
Татьяна Короткая подчеркивает на еще одной болезненной проблеме валютного регулирования - запрете вывода иностранными инвесторами дивидендов в иностранной валюте. "Какой смысл вкладывать деньги в Украину, если невозможно потом получить дивиденды?", - спрашивает представительница офиса бизнес-омбудсмена.
Такой же вопрос ставят перед собой, наверное, и немало инвесторов. Объемы прямых иностранных инвестиций уже несколько лет не увеличиваются, а главными инвесторами остаются Кипр и Нидерланды, откуда реинвестируются деньги украинских олигархов.
Ранее сообщалось, что стоимость украинской гривны завышена - индекс БигМака.