После нескольких лет экономического падения сообщение о росте ВВП и промышленного производства не могут не радовать. Но, идет ли речь об устойчивой тенденции рост в экономике Украины?
Прошлая неделя отметилась для украинцев целым рядом приятных новостей экономического характера. 22 марта Государственная служба статистики опубликовала информацию, согласно которой промышленное производство в феврале 2016 года выросло на 7,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Такая тенденция зафиксирована в Украине впервые за прошедшие три года. По сравнению с январем этого года промпроизводство также выросло - на 8,2 процента.
На следующий день на заседании правительства премьер Арсений Яценюк заявил, что в феврале зафиксирован рост ВВП Украины на один процент. По его словам, вместе с увеличением темпа роста промышленного производства это дает основание говорить про "реальные признаки макроэкономической стабилизации".
Тогда же министр финансов Наталья Яресько отчиталась о выполнении государственного бюджета. Выполнение этого задания многие эксперты в начале прошлого года считали нереалистичным. Впрочем, план доходов было не просто выполнено, а перевыполнено на 2,6 миллиарда гривен. Потратить удалось меньше запланированного на 5 миллиардов гривен. А дефицит бюджета сократился на 33 миллиарда гривен, или 2,6 процента от ВВП.
Медленное восстановление экономики Украины
Опрошенные DW эксперты считают приведенные выше показатели свидетельством возвращения украинской экономики на путь выздоровления, но в то же время аналитики демонстрируют лишь умеренный оптимизм. По словам инвестиционного банкира компании Dragon Capital Сергея Фурсы, "дно" кризиса уже давно позади. Поэтому ничего удивительного в положительной динамике нет.
Еще более осторожен в оценке этих данных - профессор экономики Питтсбургского университета и основатель аналитической платформы VoxUkraine Тимофей Милованов. Он говорит, что о росте экономики говорить еще рано, отдавая предпочтение слову "восстановление", которое, вдобавок, происходит довольно медленными темпами.
Старший экономист центра социально-экономических исследований Case Украина Владимир Дубровский уверен, что удивляться оптимистической тенденции не стоит. Он и его коллеги предсказывали стабилизацию задолго до этого. "Экономика - это живой организм. Она приспосабливается к новым условиям, стабилизируется и начинает расти", - объясняет Дубровский.
В дополнение к этому, главные риски, связанные с войной, остались позади, а налоговое давление вместе с соотношением государственных расходов в ВВП немного уменьшились. Все это, по мнению эксперта, снизило нагрузку на экономику и создало условия для роста. Промышленному производству также помогло улучшение внешней конъюнктуры для украинских товаров, в частности - рост цены на металл.
Политика как угроза для экономики Украины
Но рассчитывать на помощь мировых сырьевых рынков в долгосрочной перспективе не стоит - в этом эксперты также общие. Поэтому и тяжелая промышленность вряд ли станет ключевым элементом роста, уверен г-н Милованов. Рынки сырья остаются слабыми, а украинские предприятия в большинстве своем слишком устаревшие, объясняет профессор экономики.
Помочь восстановлению может сочетание двух факторов: удешевление рабочей силы из-за девальвации валюты и открытие европейских рынков благодаря зоне свободной торговли с ЕС, прогнозирует Дубровский. Эксперт уверяет: "В краткосрочном плане это будет одним из драйверов". Благодаря этому у предпринимателей будет мотивация модернизировать имеющиеся производственные площадки, которые были бы ориентированы на экспорт собственной продукции в страны Европы. На данный момент, по словам Дубровского, такие инвестиции могут обойтись сравнительно недорого.
Впрочем, расслабляться пока не стоит - большинство угроз не исчезло с горизонта. Так, революция, по словам Дубровского, переросла в политический кризис. Это более мягкая форма, но она также создает проблемы для экономики. С тем, что политика может стать на пути стабилизации, согласен и Фурса. "Нас ожидает постепенный экономический рост, если не будем делать глупостей, как, например, прекращение сотрудничества с МВФ", - говорит инвестбанкир.