В экономической науке один из методов анализа связан с сопоставлением наблюдений за реакцией экономических индикаторов на те или иные процессы в странах, которые близки по параметрам к ожидаемым событиям.
Учитывая, что экономический кризис в Украине продолжается, а небольшая часть территории охвачена военными действиями, пользуясь глобальной статистикой, я попробовал подыскать некий эталон экономики «на дне» и сопоставить «абсолютное дно» с ситуацией в Украине. В качестве «абсолютного дна» по нескольким ключевым параметрам была выбрана экономика Зимбабве. Об этом пишет Виталий Шапран, информирует mignews.
Бедность без статистики. Зимбабве было выбрано не случайно. В рэнкинге по ВВП на душу населения по покупательной способности страна занимала 203-е место из 230 стран. Можно было бы подобрать страну и победнее, где на душу населения приходилось менее 1000 долл. США ВВП, но даже Центральное разведывательное управление США (во всяком случае в публичных источниках) затрудняется дать оценку макроэкономическим индикаторам в Руанде, Конго, Малави, Сомали, ЦАР и т.д.
Читайте также: Списание долгов Украине: польза или вред?
Практически все эти страны существенно пострадали от войны и, видимо, государственные институты там не сильно развиты, что не позволяет собирать точные данные, если местные правительства этого не хотят. К слову сказать, и по Зимбабве не удалось найти данные по безработице. Последние оценки там проводились в 2009 году, тогда уровень безработицы достигал 95%.
Самый отвратительный риск, которому может подвергнуть правительство свою страну, — это риск гипербезработицы, когда занятость населения в буквальном смысле стремится к нулю. Для правительства это означает, что оно не может использовать весь потенциал рабочей силы, а для населения, что оно обречено на бедность.
В странах Африки, с учетом национальных особенностей, есть сложности с адекватным учетом безработных. Конечно, при безработице в 95% экономика функционировать не может, поэтому, вероятно, часть населения относится к категории «самозанятое». В любом случае, один из факторов преодоления бедности — это стремление правительства обеспечить полную занятость населения. В Украине пока с безработицей все в порядке, однако ее уровень постепенно растет.
По показателям инфляции, во всяком случае, официальным, у Зимбабве все в полном порядке, она даже несколько ниже, чем в Украине. Но при большой безработице показатель инфляции имеет формальное значение. Интересно, что при инфляции в 6,5% кредиты в банках Зимбабве выдавались под достаточно высокую ставку в 22-28%. Такая паритетность ставок была похожа на ситуацию, которая сложилась на украинском кредитном рынке в 2012-2013 годах. Большая разница между ставками по кредитам и инфляцией не дает раскрыть весь потенциал банковского сектора для экономики.
Читайте также: Как построить в Украине экономику инноваций
В прошлом Зимбабве более менее успешно боролось с инфляцией. Доллар Зимбабве просуществовал с 1981 по 2009 год. Инфляция в 2008 году в Зимбабве измерялась миллионами процентов годовых. В 2009 году резервный банк Зимбабве провел денежную реформу. Сейчас один доллар США стоит примерно 360-370 зимбабвийских доллара. Последние 2 года в стране проблем с инфляцией нет, фото купюр с триллионными номиналами, которыми наводнен Интернет, в основном отражают события 2007-2008 годов, когда стоимость банки пива доходила до 150 млрд ZWD.
Определенно, Зимбабве подошла к долговому тупику почище Греции: соотношение госдолга к ВВП в 2014 году в этой стране составило 181%. По данному показателю Зимбабве — вторая страна в глобальном рэнкинге. Учитывая, что номинальный ВВП Зимбабве в 2014 году составлял примерно 13 млрд долл. США, то сумма госдолга была небольшой. Очевидно, часть долга будет просто списана, поскольку страна остается одной из самых бедных в Африке, во всяком случае, долговой кризис по греческому сценарию Зимбабве не грозит.
Конечно, украинская экономика далека от Зимбабве и по некоторым параметрам у нас ситуация даже лучше, чем у Греции. Однако уровень инфляции, безработицы и параметры долговой нагрузки «эталона дна» показывают, что при определенном неблагоприятном стечении обстоятельств «достигнуть» таких абсурдных показателей можно. Но даже при таких катастрофических уровнях экономика продолжает жить своей жизнью.
Второй вывод, который все же напрашивается после знакомства с экономикой Зимбабве, состоит в том, что долговая нагрузка и инфляция — это все же вторичные параметры, а основная цель правительства — проведение такой экономической политики, при которой достигается устойчивый экономический рост при максимально возможной занятости населения.