Неоднозначная стратегия торговцев государственным долгом в погоне за прибылями

инвестиции в бондыКогда началась Вторая мировая война, сэр Джон Темплтон, один из отцов-основателей огромной компании по управлению активами Franklin Templeton, сделал смелую ставку.

Имея убеждение, что «период максимального пессимизма» - лучшее время для инвестиций, он купил акции каждой компании в листинге Нью-Йоркской фондовой бирже, которіе продавались за доллар или дешевле, в том числе 34 фирм, которые обанкротились. А в 1945-м, когда война наконец закончилась, продал их с прибылью 400%.

Майкл Гейзенстеб (на фото), который управляет портфелем государственных облигаций (стоимостью $190 млрд) в Franklin Templeton, является продолжателем философии сэра Темплтона. Тихий, сдержанный и не слишком охоч до общения с прессой, он является полной противоположностью «короля бондов» Билла Гросса, но его профессиональные успехи впечатляют не меньше. Основной фонд под его управлением в прошлом десятилетии имел 8% доходности в год, а это вдвое превышает средние заработки фондов на инвестициях в суверенные бонды.

Большие противоречивые инвестиции стали визиткой Гейзенстеба. С 2010 года он охотно инвестирует в государственный долг Украины. Сейчас в его портфеле украинских облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) на $8,8 млрд (всего эмитировано на $16 млрд). В апреле, когда началась война на Востоке, Гейзенстеб снялся в видеоролике в Киеве, рекламируя большой потенциал украинской экономики. Кроме того, по данным аналитика рынков Ipreo, его фонды - крупнейшие единоличные инвесторы в государственные долги Ганы, Венгрии, Ирака, Ирландии, Филиппин, Шри-Ланки и Уругвая. Даже «безопасные» активы в его портфеле - крупные частицы малазийских, мексиканских и южнокорейских бондов - сравнительно экзотические.

Такие риски часто окупаются сторицей. В течение 2011 года Гейзенстеб инвестировал более $11 млрд в облигации Ирландии. Кредитный рейтинг этой страны упал до статуса «мусора» через риски дефолта, инвесторы в панике сбрасывали свои бонды, а Гейзенстеб скупал их с доходностью к погашению 14%. По его мнению, Ирландию в долгосрочной перспективе должно бы удержать на плаву ее качественная квалифицированная рабочая сила и отсутствие угрозы гражданских бунтов наподобие греческих. Так и случилось: за 18 месяцев он получил более 50% прибыли.

Читайте также: ЕС готовит третью программу финансовой помощи для Украины

Как утверждает Гейзенстеб, когда появится перспектива повышения процентных ставок по государственным долговым обязательствам после 30-летней тенденции к росту стоимости облигаций, единственный способ выиграть на рынках облигаций - это искать недооцененные страны. Поэтому его международная аналитическая команда, состоящая из 20 человек, в том числе многих докторов экономики, постоянно ищет экономики, которые сейчас не в фаворе, но имеют скрытый потенциал. Они в основном не обращают внимания на индексы, сравнительные показатели, кредитные рейтинги и газеты, а сосредотачиваются на данных и самостоятельном анализе. Сам Гейзенстеб этого года побывал в 25 государствах. Важной частью стратегии является взгляд на далекую перспективу: он просит инвесторов оценивать его результаты как минимум за три года.

Однако там, где Гейзенстеб объясняет собственные достижения независимым анализом, усердием и терпеливостью, другие видят серьезную моральную угрозу. Его вложения в ирландский долг, например, обеспечили такую хорошую доходность только благодаря финансовой помощи, выделенной Дублину со стороны ЕС и МВФ. Аналогично в прошлом году в его портфеле появились бонды Ганы, несмотря на бюджетный дефицит страны на уровне 10% ВВП, обесценивание валюты и предупреждение от Международного валютного фонда, что долг становится неподъемным. Инвестиции теряли стоимость до августа, когда фонд объявил, что Гана попросила о финансовой помощи, а затем сразу подскочили.

Украина - еще одна экономика, где, возможно, переплелись интересы Franklin Templeton и МВФ. По словам Гейзенстеба, что сначала его привлекли сравнительно малый долг государства (до 40% ВВП, когда он начал скупать бонды в 2010-м), заметный сельскохозяйственный потенциал и доходность облигаций, которая измерялась двузначными числами. В хаосе вокруг изгнания Виктора Януковича в начале года он видел возможность дешево скупить украинские облигации. «Все думали, что ничего из этого не выйдет», - говорит он в видеоролике. Сегодня все еще каждый так и думает, даже после того как МВФ выделил Украине спасительный пакет помощи. Гривна упала за год против доллара почти вдвое, золотовалютные резервы Украины уменьшаются, объемы экономики тоже. Большинство наблюдателей подозревают, что выделение другого пакета помощи - дело времени.

Читайте также: Украина сократила государственный долг

Огромная доля государственного долга Украины в портфеле Franklin Тempleton обеспечивает компании серьезное влияние на ее просторах. Кто-то обвиняет эту бизнес-структуру в том, что она таким образом дает украинской власти возможность оттягивать необходимые реформы, тогда как нехватка кредитных денег послужило бы холодным душем. Кроме того, инвестфонд вполне может спровоцировать кризис, если начнет сбрасывать облигации. А еще заблокировать реструктуризацию украинского долга. «Мы не становимся на чью-то сторону политически, - говорит Гейзенстеб. - Мы на самом деле все экономисты и смотрим на макрокартинку». Однако критики сомневаются, что это возможно при таком объеме инвестиций в долги государства.

Про МВФ бизнесмен утверждает следующее: «В своих инвестиционных решениях мы не руководствуемся исключительно его присутствием или отсутствием». Достижения Гейзенстебового инвестфонда не зависят от финансовой помощи Украине: его вложения в этот актив составляют каких-то 4,5% всего портфеля. Он отмечает, что достиг успеха во многих местах, где на то время участия МВФ не было, в частности в Венгрии, Индонезии, Литве, Мексике и Южной Корее, но избегал стран, которые не могли обойтись без помощи, как Греция. Гейзенстеб однозначно не заинтересован в провоцировании кризиса, потому что это скажется на его доходах. А еще у его фондов всегда есть немалая наличная подушка, которая защищает от вынужденных продаж ценных бумаг в случае необходимости внезапного погашения обязательств.

А критики, как он говорит, - это в большинстве своем завистливы к успехам фонды, инвестирующие в долги, близкие к дефолту. Когда так, то они непоследовательны: кто-то сетует, мол, эти выигрыши в значительной степени от того, что Гейзенстеб поддерживает плохие режимы покупкой их долгов; а это сложно объяснить лишь погоней за долговыми инструментами стран, которым светит финансовая помощь. Но так же непросто согласиться с мнением, что его заработки - результат исключительно макроэкономической проницательности.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки