Сейчас Украина находится в жестком экономическом кризисе, преодолевать который придется следующему правительству Украины независимо от любых политических раскладах при его формировании. При этом очень желательно определить вектор внешнеполитического движения Украины, пишет Тимур Литовченко, для «Главкома».
Конверт №1. В старом советском анекдоте про три конверта находились универсальные рекомендации всем начальникам по типовой линии поведения, которые позволяют выжить в трудных ситуациях:
1. вали все на предшественника;
2. сделай кадровые перестановки;
3. готовь для преемника три конверта с указанными рекомендациями.
Николай Азаров, который возглавлял два украинских правительства подряд, очевидно злоупотреблял рекомендацией из конверта №1. Он настолько часто жаловался на чрезвычайно ужасное состояние унаследованной от предшественников экономики, что само слово «папередники» (на специфическом «азиривском» языке) прочно вошло в лексикон последних четырех лет.
И вот теперь, когда сам Николай Янович превратился в «папередника», его преемники будут вынуждены констатировать очевидную, хотя и ужасную вещь: украинская экономика находится в предсмертном состоянии, и спасти ее сможет разве что какое-то чудо. Еще 21 февраля Нацбанк уверял, что обладает достаточными ресурсами для предоставления коммерческим банкам ликвидности для того, чтобы они своевременно выполняли обязательства перед своими клиентами. Но кто знает, как изменилась ситуация после эвакуации (а скорее - бегства) за границу ряда чиновников и политических деятелей, за каждым из которых охранники несли большие сумки, привезенные на инкассаторских машинах...
Впрочем, еще 19 февраля наша страна возглавила рейтинг худших в мире развивающихся рынков, составленный аналитиками немецкого Deutsche Bank. Поэтому никто не удивляется заявлениям относительно пустоты государственной казны и нищеты имеющегося золотовалютного резерва. Возможно, тем, кто рискнет управлять экономикой после «регионалов», удастся обойтись секвестром бюджета... а возможно, на том и не отразится! При таких скверных условий в коем случае не удастся долго ссылаться на конверт №1. Лучше проанализировать, откуда взять деньги на, без преувеличения, выживания страны.
Сразу отметим, что не станем рассматривать вопрос внутренних инвестиций. Это самый надежный источник, однако украинская экономика в слишком большой степени загнана в «тень», мгновенный выход из которой невозможно. А значит, рассчитывать на быстрый приток средств отсюда не приходится.
С другой стороны, украинская экономика является чрезмерно открытой. Итак, желаемый эффект можно получить, если поискать средства на внешних рынках. Отсюда возникает первый вопрос: на кого ориентироваться?
«Северные соседи» больше не брать
Вряд ли кто-то всерьез рассчитывать на помощь России после всего, что произошло за последние несколько месяцев. Насколько жесткими могут быть отношения двух бывших республик-основателей СССР, мы почувствовали на собственной шкуре еще во второй половине лета, когда внезапно и без всяких предупреждений «северные соседи» рубанули с плеча по товарно-ранспортных потоках с нашей таможенной территории. Впоследствии выяснилось, что россияне не считали новую политику полноценной торговой войной: с их точки зрения, это была всего лишь маленькая репетиция нового таможенного режима. Можно только представить, что они понимали под полномасштабными действиями в этом направлении...
После того, как Виктор Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, кремлевские политики вздохнули с облегчением. С декабрьского визита в Москву президент привез обещание на кредитование хилой украинской экономики питательными $15 млрд и скидку на природный газ. Однако после удивительного, словно в «черной дыре» исчезновения $3 млрд первого транша и обострении политической ситуации эти договоренности вряд ли будут выполняться и впредь. По крайней мере 19 февраля Кремль высказался в том духе, что не знает, когда предоставит Украине второй транш «братской помощи» в размере $2 млрд, наши же финансисты отказались выпускать евробонды на соответствующую сумму для привлечения российского кредита.
Читайте также: Россия редко исполняет финансовые обещания
Конечно, официальные лица в Москве заявляют о готовности работать с любой украинской властью. И все это чистой воды дипломатические словесы, которые ни к чему конкретному не обязывают, поскольку условия этого сотрудничества могут быть как благоприятными, так и жесткими. Недаром в этим обещаниям прилагается небольшой довесок: условия сотрудничества (благоприятные, мягкие, жесткие или очень жесткие) будут зависеть от конкретных лиц в высшем руководстве нашего государства. Понятное дело, что о кандидатуре вроде Николая Азарова, Сергея Арбузова или Андрея Клюева можно забыть. А вот какой будет реакция на другие персоналии - большой вопрос!
Наконец, стоит внимательно прислушиваться к свежему спичу Владимира Жириновского, особенно до того момента, где он разглагольствует о засылке на украинскую территорию Омона и добровольческих отрядов (а не регулярных войск!) для помощи «русским братьям» по нашу сторону границы и образования государства Малороссии со столицей в Харькове. Конечно, из уст «извечного клоуна» российской политики взлетает масса идиотизмов, однако среди них попадаются зернышка истины. Не исключено, что на этот раз Вервольфович подал конкретный мессидж надежды представителям «пятой колонны» на украинском Юго-Востоке.
Конечно, помочь скудному (размером 2-3 области) новообразованию России значительно легче, чем 45-миллионной Украине с 27-ми регионами... И в братские партнеры остальные Украины никто записывать не собирается. Нам не по пути.
Европа и Америка под вопросом
Европейский Союз понимает, что ситуация у нас очень шаткая, потому отмечает сразу и на готовности сотрудничать с новой украинской властью, и на неотложности реформ. Главное - успокоить взбудораженные страсти и начать думать о завтрашнем дне уже сегодня. Что же касается будущих изменений, то важнейшие, с европейской точки зрения, будут заключаться в следующем:
- проведение конституционной реформы;
- формирование нового (технического) правительства народного доверия;
- создание условий для проведения демократических выборов.
Это преимущественно сугубо политические меры. Что же до экономики, то уже сформированное правительство в свою очередь потребует, по словам министра иностранных дел Швеции Карла Бильда, «и радикального пакета реформ, и радикальной международной помощи», чтобы «двигаться вперед, не теряя времени». (Уже потребовали 35 млрд.долл. - Ред.)
Именно такие посылы могут вызвать удивление. Ведь известно, что одной из причин неподписания Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС Виктором Януковичем стало отсутствие, так сказать, его финансового обеспечения. Почему же в финансировании было отказано тогда, а сегодня это вопрос наоборот встал на повестке дня?
Вероятное объяснение: Европейский Союз и не думал предоставлять более-менее весомую финансовую помощь Украине. У стран-членов ЕС хватает собственных проблем, чтобы дополнительно подпитывать нашу полумертвую экономику. Не будем забывать, что суть Соглашения об ассоциации заключалась не в оказании финансовой или материальной донорской помощи, но в системном реформировании нашей экономики, улучшении бизнес-климата, что позволило бы привлекать не государственные кредиты, а преимущественно частные инвестиции.
Читайте также: Украину в рейтинге экономической свободы обогнали Эфиопия и Беларусь
Есть и другое возможное объяснение: на самом деле хорошо зная ненасытные аппетиты отдельных чиновников, прагматичные европейцы опасались, что их кредиты исчезнут неизвестно куда. Несмотря на печальную судьбу $3 млрд первого последнего транша российского кредита, такие опасения были небеспочвенными. Просто в отличие от Европы, Россия имеет (пока что!) нефтедоллары, которыми может разбрасываться на все стороны. Не жалко.
Видимо, аналогичной является также позиция США: у них также есть проблемы с государственным долгом, поэтому основные надежды они возлагают на системное реформирование украинской экономики и появление ответственного власти, которая будет придерживаться взятых на себя обязательств.
Откуда же возьмутся деньги на «радикальную международную помощь»? ЕС уже твердо пообещал нам 20 млрд евро, но на большее рассчитывать вряд ли стоит. Со своей стороны, с подачи США Международный валютный фонд 23 февраля заявил о готовности помочь Украине. В частности, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард обещала сделать это, если украинское руководство обратится с такой просьбой. Теперь дело за малым: нужно, чтобы правительство Украины появился в ближайшее время.
«Другая» Европа?.. Азия?.. Африка?..
Итак, с традиционными векторами притяжения Украины все более-менее понятно: на восточном (русском) направлении ожидается конфронтация, на западном - 20 млрд евро плюс скорая помощь МВФ, что может обернуться «закручиванием гаек» населению и другими неприятными «прелестями». Следовательно, стоит прозондировать и другие направления развития экономических связей: а вдруг там светит что-то привлекательное?..
«Другая» Европа. Стоит напомнить, что кроме Европейского Союза, на этом континенте уже много лет существует такое чисто торгово-экономическое (неполитическое!) объединение, как EFTA, в состав которого входят Норвегия, Швейцарская Конфедерация, Исландия и Лихтенштейн. Между прочим, еще в 2012 году Украина без лишнего шума и накала страстей подписала с EFTA Соглашение о зоне свободной торговли, аналогичное тому, которое не было подписано на Вильнюсском саммите Восточного партнерства. Никаких возражений против подписания этого Соглашения российская власть не высказывала и не выражает. Итак, почему бы и не заняться выполнением настоящего Соглашения и не прицелиться до обретения полноценного членства в EFTA?..
Турция. В последние месяцы перед драматическим Вильнюским саммитом отношения на этом направлении якобы оживились. Правда, разочаровавшись слишком длительным непринятием в ряды Европейского Союза, эта страна выразила желание вступить в Таможенный союз... Но, во-первых, это только пожелания, а во-вторых, пока этого не случилось, наши отношения могут успешно развиваться в двустороннем формате. Сотрудничество сулит немалые выгоды.
Китай. Не стоит забывать также, что сразу после провального для Украины Вильнюсского саммита Виктор Янукович слетал в Поднебесную и привез оттуда соглашения на общую сумму $9 млрд. Правда, тут есть два интересных момента. Прежде всего, несмотря на постепенное обострение ситуации в нашей стране, китайцы поспешили заявить, что предоставление их кредитов будет зависеть от стабилизации обстановки на наших просторах. К тому же, в конце 2013 года начали появляться полные испуга публикации, что Янукович якобы продал китайцам огромные крымские территории. Зная таланты последнего по счету президента Украины, лучше лишний раз все проверить, чтобы потом не хвататься в отчаянии за голову.
Африка. «Черный» континент, к большому сожалению, для Украины является почти сплошным «белым пятном». Полноценные дипломатические отношения наше государство установило буквально со считанными африканскими странами (Южно-Африканская Республика, Нигерия, Тунис и др.), значительно шире является сеть консульств. Но большинство стран в целом обделено вниманием отечественной дипломатии. Между тем, Африка - это огромные рынки сбыта, причем недалекий. Развитие отношений с африканскими странами могло бы открыть нам много новых перспектив.
То же касается и многих стран Азии: куда не кинь взгляд - везде неиспользованные перспективы. В свете напряженного состояния на традиционных направлениях сотрудничества, Украине стоит уделять больше внимания поиску привлекательных альтернатив.