Сингапурские реформы часто используются в Украине в качестве удачного примера. В прессе то и дело звучат отсылы к Ли Куан Ю и его методам руководства. Но при всем успехе 5-миллионного Сингапура его история нерелевантна по отношению к Украине.
Размер страны не тот, к тому же при власти в Сингапуре — авторитарный режим. Как по мне, лучше ориентироваться на 130-миллионную Японию, которая проиграла Вторую мировую войну, пережила две ядерные бомбардировки, но при этом стала мировым лидером в области инноваций и продолжительности жизни, пишет Сергей Лещенко для НВ.
Во многом опыт Японии уникален и уже не может быть повторен. После войны страна была оккупирована американцами, которые написали для нее конституцию и построили институты гражданского общества.
Читайте также: Реформы во время войны: израильский урок для Украины
Парадоксально, но сами японцы испытывают к американцам теплые чувства и благодарность за помощь в формировании государства, не вспоминая о том, кто именно стоял за ядерной атакой на них. В мемориальном музее в Хиросиме вы не найдете упоминаний о США.
Предложенная американцами модель, содержавшая европейские парламентские практики, сработала. В отличие от Сингапура, в Японии после Второй мировой войны беспрерывно действовала демократия, проводились свободные выборы, присутствовала оппозиция, а политики уходили в отставку из-за коррупции. При этом страна демонстрировала невиданные темпы экономического роста и уже менее чем через два десятилетия после окончания разрушительной войны запустила скоростной поезд Синкансэн — самый быстрый на то время в мире.
Невосприятие коррупции в японском обществе может поразить украинских обывателей. Три министра нынешнего правительства Японии ушли в отставку после того, как их уличили в попытке подкупа избирателя: политики раздавали веера со своей агитацией. Такой поступок сложно было даже квалифицировать как нарушение закона — свой уход министры мотивировали сохранением моральной чистоты в политике. На этом фоне украинские коррупционные скандалы выглядели бы катастрофой для любой японской партии.
Читайте также: Ли Куан Ю: Сингапурская история успеха
Все началось четверть столетия назад, когда Японию потряс скандал, связанный с компанией Рекруто. Фирма, занимавшаяся поиском работы для людей, готовилась к размещению акций на бирже. Ожидалось, что после этого ценные бумаги вырастут в цене в десятки, если не сотни раз. Однако накануне акции Рекруто были проданы по номинальной стоимости десяткам ведущих японских политиков.
В числе бенефициаров аферы оказались личные секретари бывшего и действовавшего тогда премьер-министров, генсек правящей Либерально-демократической партии, доверенные лица министров. Скандал не просто закончился отставкой всего правительства, Япония пережила настоящее политическое землетрясение.
Учитывая, что карьерный рост там проходит намного медленнее, чем в Украине, коррупционная афера подкосила целое поколение японских деятелей. С поля ушли многие перспективные фамилии, и этот кадровый голод чувствуется до сих пор.
Уроки аферы Рекруто усвоены надолго. В Японии был внедрен распространенный в Европе принцип финансирования партий из государственного бюджета. Политиков содержат налогоплательщики, поэтому общество вправе требовать полной прозрачности относительно расходов средств, даже тех, что поступили от частных лиц. В Украине такой подход сможет лишить олигархов монополии на финансирование партий.
Читайте также: Концепция чартерных городов: утопия, которая могла бы стать реальностью
Сегодня в Японии не только нулевая терпимость к коррупции, но и солидарная ответственность. Например, если за нарушения на выборах доказана вина личного помощника депутата, его бухгалтера, руководителя избирательной кампании или жены, то место в парламенте теряет сам депутат. Таким образом, он не может заниматься махинациями чужими руками.
Япония готова и хочет дружить с Украиной. Правительство страны выделит Киеву помощь в размере $1,8 млрд. При этом японцы не намерены закрывать глаза на злоупотребления. Заместитель министра иностранных дел Японии Кентаро Сонора даже при свойственной деликатности прямо сказал украинским депутатам, побывавшим в Токио: "В Украине существует острая проблема коррупции, а мы должны отчитываться перед японскими налогоплательщиками о том, как потрачены их деньги. Поэтому я призываю вас к солидарности в борьбе с коррупцией”.
Поддерживая японского министра, я продолжаю мечтать о том, чтобы нашу страну сразили разоблачения, способные унести в небытие целое поколение украинских политиков? пишет Сергей Лещенко.