В то время, как руководители антикоррупционных структур в Украине обмениваются взаимными обвинениям, эксперты предупреждают: борьба с коррупцией может превратиться в механизм политического давления, пишет DW.
Конфликт двух антикоррупционных ведомств - Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) - получил новые обороты. В понедельник, 13 ноября, в НАПК сообщили о направлении в суд административного протокола в отношении директора НАБУ Артема Сытника. По информации пресс-службы агентства, Сытник предоставил запрашиваемые НАПК документы в деле относительно его возможного конфликта интересов с нарушением сроков и в неполном объеме.
Этому предшествовало возбуждение уголовного дела против сотрудника НАБУ, которого полиция подозревает в нарушении "неприкосновенности жилища", когда тот прибыл для вручения повестки на допрос к председателю НАПК Натальи Корчак. Последнюю, согласно сообщениям в украинских СМИ, хотят допросить из-за нового автомобиля, который она не указала в декларации. Официального подтверждения этой информации пока нет.
Обмен обвинениями
В НАБУ конфликт интересов его председателя опровергают, а сам Сытник уверяет, что конфликтом интересов являются действия самой руководительницы НАПК, ведь она фигурирует в ряде расследований антикоррупционного бюро. В то же время Сытник допускает, что Корчак действует не по собственной воле. "Надо быть наивным, чтобы не понимать, что те дела, которые мы расследуем, власть просто так не оставит и не простит", - пояснил председатель НАБУ во время брифинга относительно его вызова в НАПК. Также Сытник не исключил дальнейшего давления на НАБУ и собственный арест, хотя это, по словам главы бюро, "НАБУ не сломает".
В Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП) не на шутку обеспокоены конфликтом, вспыхнувшим между двумя антикоррупционными ведомствами. Председатель САП Назар Холодницкий в субботу, 11 ноября, не только признал проблемы в отношениях НАПК и НАБУ, но и возложил ответственность за них на несанкционированные действия руководства НАБУ, что, мол, дискредитирует прозрачность и независимость антикоррупционных органов. Он также назвал вручение повестки детективом НАБУ, который приехал домой к Корчак, свидетельством открытого конфликта интересов.
Все против НАБУ
С такой позицией Холодницького не согласны некоторые экс-сотрудники НАПК. Так, бывший член агентства Руслан Рябошапка, комментируя ситуацию для DW отметил, что здесь речь идет не просто о конфликте двух антикоррупционных ведомств. "Это один из эпизодов, я бы сказал, войны всех против НАБУ". По мнению Рябошапки, Корчак действовала не только по собственной воле. За ее поступками стоит один из центров влияния в украинской власти, считает бывший член НАПК. Однако он отказался уточнить, что именно имеет в виду.
С тем, что Корчак не могла действовать самостоятельно, согласен и эксперт антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ (РПР) Александр Леменов. Несмотря на собственную заинтересованность в давлении на НАБУ, ведь детективы бюро ведут расследование и против нее, Леменов видит в обвинениях не только попытку нанести удар в ответ. "Корчак не начала бы эту волну без отмашки сверху - она просто не имеет достаточного веса, чтобы действовать самостоятельно", - уверен Леменов.
Куратор из АП?
Более конкретным в своих заявлениях была Анна Соломатина, председатель департамента финансового контроля Национального агентства по предотвращению коррупции. Она заявила, что е-декларирования используется для "покрывательства чиновников, лояльных к власти, расправы над неугодными и с целью личного обогащения председателя НАПК и членов НАПК". По ее словам, агентство контролируется властью через куратора в администрации президента. Правда, она так и не назвала имя этого "куратора". Кстати, Соломатина тут же сообщила, что подает в отставку с должности глава департамента финансового контроля НАПК.
То, что администрация президента через Корчак руководит НАПК, впоследствии предположил и Руслан Рябошапка, опубликовав эту информацию в Facebook. По его словам, об этом "все знали и до этого, но не говорили вслух". Леменов позже, в свою очередь, сказал, что "куратором из АП", которого Соломатина упоминала в своей обличительной речи, является, по его данным, первый заместитель руководителя Главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения администрации президента Алексей Горащенков, что также является представителем воли президента в конкурсной комиссии по отбору членов НАПК. Разговаривая с DW, Леменов отметил: "У меня нет сомнения, что Банковая хочет взять под контроль все антикоррупционные органы накануне выборов".
С мыслью про рюкзаки
Синхронно с обвинениями со стороны НАПК с критикой в адрес Сытника выступил и нардеп от "Народного фронта" Максим Поляков, который 10 ноября обвинил директора НАБУ Артема Сытника в причастности к похищению земельного участка в Киевской области и переквалификации дела об убийстве владельца в дело о его самоубийстве.
В том, что на НАБУ пытается давить не только президент, но и его партнеры по парламентской коалиции, Леменов не видит ничего удивительного. Не только сам Поляков является фигурантом одного из дел, которое ведут детективы, но и другие влиятельные представители "Народного фронта" прямо или косвенно оказались под давлением НАБУ. Речь идет прежде всего про дела экс-нардепа Николая Мартыненко и Александра Авакова, сына министра внутренних дел. Именно эти дела вспоминал Сытник, когда говорил 13 ноября о расследовании, которые "власть просто так не оставит и не простит".
Впрочем, Леменов добавляет, что роль "Народного фронта" и прежде всего министра внутренних дел Арсена Авакова в давлении на НАБУ сейчас заключается разве что в том, чтобы больше не помогать агентству выполнять свою работу. С этим согласен и Рябошапка, по словам которого, после ареста сына министра в "деле рюкзаков", сотрудничество НАБУ с полицией было фактически заблокировано, хотя раньше работа детективов значительным образом зависела именно от ресурсов МВД.
Под контролем САП
Собственно через значительное количество дел против представителей "Народного фронта" в этой политической силе даже решили после ареста Александра Авакова обвинить детективов в политическом давлении. "Все это ложится в русло уже десятков безосновательных обвинений исключительно в отношении одной партии и ее членов", - говорится в заявлении "фронтовиков" от 31 октября.
Леменов утверждает, что сразу после нового поворота в деле рюкзаков в окружении Авакова и действительно верили в то, что НАБУ действовало по указанию президента, но позже поняли, что детективы все же действовали самостоятельно. "Другое дело, что есть САП, которая решает, каким делам давать ход, а какие придержать, и прокуратура находится в вертикали президента", - добавляет эксперт. И, все равно, после "дела рюкзаков" помогать НАБУ Аваков уже не будет.
Теперь, говорит Рябошапка, власть крайне близка к тому моменту, чтобы "дожать" НАБУ. В худшем варианте, по его мнению, все закончится тем, что бюро станет так же подконтрольным, как и НАПК, жертвами которого уже впоследствии могут стать не только антикоррупционеры, но и неудобные политики.
Леменов немного более оптимистичен относительно будущей судьбы бюро и его руководства. По его мнению, несмотря на информационные атаки, Сынику сейчас не грозит ни арест, ни отставка. "В конце концов, из-за торможения со стороны САП расследования НАБУ не являются опасными для президента и его окружения, но обвинения детективов бюро могут угрожать имиджевыми потерями", - говорит эксперт. Именно поэтому, по его мнению, главной задачей власти сейчас является уничтожение репутации НАБУ, которое пока что имеет наибольшее доверие общества среди украинских силовиков.