Удастся ли Украине взять за пример израильскую модель развития?

Как не странно, но именно история в равной мере и сближает народы двух стран и отталкивает. В истории украинско-еврейских отношений очень легко можно найти факты, которые не просто сближают, но роднят обе стороны.

С такой же легкостью можно швырнуть в разбушевавшуюся массу фактов, от которых сразу закипает в жилах кровь и зовет, если не к мести, то к категорическому осуждению. Казалось бы, все просто. Надо оставить историю историкам, перелистать старые страницы и уверенно двинуться в будущее. Но, к сожалению, кроме истории нам часто приходится иметь дело с исторической памятью. А память – это не история. Память – это то, что бурлит в головах современных людей. То, что мы сознательно и подсознательно выбрали из прошлого, как «свое», или же нам его подсунули ловкие манипуляторы как «строительный» материал для нашей исторической идентичности, пишет Захид.нет.

Современная Украина, имея очень сложное и взрывоопасное для современности прошлое, удивительным образом избирает своей исторической традиции противоречивую и конфликтную линию в основе с Организацией украинских националистов. Почему? Не было других? Или может это именно тот цемент, что превратит современную политическую украинскую нацию на монолит? Может независимая Украина – это результат борьбы украинских радикальных националистов, что исповедовали тактику революционного террора и оставили после себя кровавый след в памяти едва ли не всех народов, живших рядом, в том числе и самих украинцев, которые не разделяли националистических идей? Может ли кто-то из современных творцов политики памяти надеялся, что весь мир закроет глаза на целый пласт академических исследований о деятельности ОУН в межвоенный период и особенно во время Второй мировой войны?

Нет, отнюдь. Даже наоборот, потому что Украина – это результат длительного процесса, ряда симбиозов и компромиссов. Возникает вопрос: а что дает современной Украине избрание за основу исторической политики постулата про «национально-освободительную борьбу» в центре с ОУН и УПА? Дает много, но в основном негатива. Например, ведет к расколу в обществе. А попытки навязать конкретный исторический канон, к тому же доминирующий в одном регионе, остальной Украины, пока что вызывают пассивное сопротивление, а возможно и ожидание смены власти.

Жаль, но такая историческая политика может легко привести к изоляции Украины на международном уровне. В частности это касается Польши и Израиля. Складывается впечатление, что люди, которые отвечают за историческую политику государства решили сыграть по-крупному и пропихнуть под прикрытием угрозы, что нависла над суверенитетом Украины, очень сомнительный героический канон «национально-освободительной борьбы». Мол, молчите и соглашайтесь, поляки и евреи, потому что не будет Украины, то непосредственно будете иметь дело с российским агрессором. Хоть убейте, но трудно понять такую логику в наше время. Потому что она на самом деле абсурдная: ради исторических героев, которые «хоть с дьяволом» вместе были готовы бороться за независимую Украину, современные адепты этой линии готовы пожертвовать государственным суверенитетом, чтобы доказать миру, как ему будет плохо без нас.

Читайте также: Борьба с терроризмом: брать ли пример с Израиля?

Удивительно, но современные создатели исторической политики действительно думают, что, учитывая затруднительное современное положение Украины, спровоцированное агрессией России, цивилизованный мир согласится на создание героев из тех, кто во время войны однозначно делал ставку на победу Третьего Рейха и принимал непосредственное участие в его экстерминационной политике? Думали, что Израиль закроет глаза на попытки релятивизации преступления Холокоста? Нет, надо быть крайне неопытным человеком, чтобы не понимать, почему в своем вчерашнем выступлении в Верховной Раде президент Израиля Реувен Ривлин сказал, что для него большая честь выступать как партнер и друг Украины, что он увлекается украинским государством, но... Он просто не мог обойти негативные тенденции, которые наметились в последнее время в украинской политике, как и не мог не предостеречь от попыток реабилитации и прославления антисемитов и их структур. Не мог не сказать о большой ответственности за то, на каких исторических примерах будут воспитываться дети. Он вспомнил о множестве Праведников народов мира среди украинцев, спасавших евреев, но и сказал об участие членов ОУН в Холокосте. За что на президента Израиля ополчились большинство украинских патриотов и даже еврейских активистов в Украине. Мол, это дела давно минувших дней, надо думать о будущем и ни в коем случае не давать пищи для антиукраинской российской пропаганды.

Такая позиция, по меньшей мере удивляет. Во-первых, а разве что-то когда-либо стояло на пути российской пропаганде? Да и кто верил в то, что в Киеве произошел «фашистский переворот», к власти пришла «хунта» или, что мифический Правый сектор будет убивать всех русскоязычных? Какую большую тайну выдал для российской пропаганды президент Израиля, назвав среди соучастников преступлений Холокоста украинских радикальных националистов? Так об этом написаны десятки академических исследований, основанных на скрупулезном изучении этой темы.

Во-вторых, удивляет «советский» подход председателя Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, который, не дав совета эмоциям, объявил в социальных сетях президента Ривина распространителем советских мифов. Господа, это только на отдельном островке, который называется УИНП, считается, что все, что критически говорится о деятельности ОУН – это советская пропаганда. Объявления советской пропагандой всего, что не вписывается в героический нарратив украинских националистов и является классическим проявлением советскости. Поскольку является обычным пропагандистским навешиванием ярлыков и ничего не имеет общего с историческими исследованиями. Кроме того, слова Владимира Вятровича спровоцировали гадкий антисемитский шабаш у него на странице. Что показывает засилье антисемитских стереотипов и клише в головах, казалось бы, образованных украинцев.

В-третьих, поражает моральный релятивизм в оценках Холокоста. С такими принципами в круг цивилизованных народов не пускают. Хоть кричите, но симпатии современного цивилизованного мира отнюдь не на стороне убийц детей, стариков, женщин, а тем более тех, кто считал, что есть народы, которые только своим происхождением заслуживают немедленной смерти. И здесь дело не только в выборе себе исторических героев. Дело с героями, что убивали всегда неопределенно. Проще, если уж так не терпится без героев, выбирать такими тех, кто не убивал, а спасал. Но здесь, почему-то наиболее распространенным является убеждение, что на разного рода пацифистах настоящих патриотов, защитников Отечества не воспитаешь. Вопрос также в соблюдении нравственных принципов, в выборе союзников и определении ориентиров на будущее.

Читайте также: Антитеррористические уроки Израиля для Европы

И в завершение этого блока один важный вопрос, а чего именно мы хотим достичь нашей актуальной исторической политикой для себя и, в чем убедить остальной мир? Глорификация на государственном уровне тех, кого не просто принято считать, а доказано наукой, что они сотрудничали с нацистами, выбрасывает Украину на обочину мировой политики. Мировая историческая наука не согласится, даже учитывая драматическую ситуацию с Украиной, на уступки в принципиальных вопросах.

Такая политика может привести также к внутренне украинскому конфликту памяти, к сожалению, с самыми страшными последствиями для Украины. В конце концов, такие забавы с историей могут привести к тому, что наконец лопнет терпение и страны начнут отворачиваться от Украины. А это означает изоляцию на международном уровне. Что сразу превращает Украину на легкую добычу России. Понятно, что внутреннего ресурса Украине не хватит и зря безответственные крикуны заявляют, что нам не нужен ни Запад, ни союзники, мы сами справимся. Изоляция, к которой Запад, надеюсь, не допустит, означала бы конец украинской государственности. Тем удивительнее выглядит ситуация, когда ради исторических героев Украина ставит на кон свой суверенитет. Вместо искать в этот тяжелый момент союзников и сторонников, разгоняет их «исторической» метлой, обнажаясь в этом головокружительном танце перед российским агрессором. Украине надо строить мосты, искать друзей и союзников, а не пытаться заставить весь мир полюбить наших исторических героев, особенно, когда пол мира их далеко таковыми не считает.

Украинско-еврейский диалог

И несмотря на всю горечь исторических споров стоит задуматься, а каким является действительно состояние отношений между Украиной и Израилем. Уже в самом начале надо отметить, что и здесь царит масса стереотипов. Тут и упоминавшиеся уже исторические обиды и недосказанности, здесь и отголоски ожесточенных дискуссий между еврейской и украинской диаспорами, здесь и остатки советской антиизраильской пропаганды. Но самым большим препятствием является отсутствие постоянного обмена информацией и отсутствие диалога между украинцами и израильтянами.

На прошлой неделе мне довелось побывать в Израиле по приглашению общественной организации «Израильские друзья Украины» и благодаря поддержке Канадской инициативы «Украинско-еврейская встреча». Сказать, что такой доброжелательной и интеллектуальной атмосферы я уже давно не встречал, это ничего не сказать. Обсуждались самые сложные темы нашего общего прошлого. Беспристрастный анализ ситуации, попытки найти взаимопонимание, а также попытки справиться со сложным историческим прошлым были темами горячих дискуссий в течение двух дней работы семинара.

Оказывается, между Украиной и Израилем масса сходств и различий

Украина часто не осознанно, даже находясь в критической оппозиции, постоянно пыталась брать пример с Израиля. Складывается впечатление, что даже свою историческую политику президент Виктор Ющенко скопировал в значительной мере с израильской. Голодомор – Холокост, УИНП – Яд Вашем – вот столпы новейшей исторической политики Украины.

Отдельные ученые с украинской стороны сразу поспешили с тезисами, что всему виной длительная безгосударственность наших народов, пытаясь свалить вину за все болевые моменты на господствующие и оккупационные режимы. Но не удалось. Однако факт остается фактом, сходство между украинцами и евреями было: одни не имели своего государства тысячи лет, а вторые впервые смоглись на государственную независимость в начале ХХ века. И одни и вторые были одержимы идеей государственности. Одних эта идея толкала в пустыню и болота, а других заставляла искать союзников даже среди откровенных негодяев. Но история распорядилась так, что оба народы реализовали свою национальную идею. Правда, реализовали по-разному и в разное время.

Израиль научился не только жить и развиваться в дружеском окружении, но и превратился в мощную технологическую страну, важный фактор мировой политики. Украина, даже провозгласив свою независимость в 1991 году, на самом деле никак не могла решиться разрезать родовую пуповину с Москвой. Государство Израиль, начав со шведской модели, перешло впоследствии к модели справедливого распределения, выйдя в мировом рейтинге на второе место после США. В постсоветской Украине старая партийная номенклатура сумела же выстроить кланово-олигархическую систему и сделать невозможным справедливое распределение, постаив Украину в конце мировый рейтингов.

В постсоветской Украине была разрушена система здравоохранения, а Израиль поднял свою медицину на самый высокий мировой уровень. Еще долго можно было бы перечислять сходства и различия между Израилем и Украиной, но они никак не повлияют на изменение отношения украинских граждан к этой мифологизированной страны. Где-то в подсознании еще долго будет оставаться стереотип о богатых евреев, которым способствовал весь мир, а потому им легко все удалось. Стереотип про евреев-бездельников и трудолюбивых украинцев еще долго будет затуманивать украинско-еврейские отношения.

Читайте также: АТО по-израильски. Украине есть чему учиться

Побывав в Израиле, не перестаешь удивляться титанической физическому труду евреев, которые построили в пустыне, на камне и песке, осушая непригодные для жизни болота, современные города, совершенные дороги. Смогли в районах совершенно не пригодных для сельского хозяйства благодаря эффективной системе искусственного орошения выращивать по три урожая в год. Посадили леса, сады и плантации и все это растет и плодоносит. В этом контексте про украинские черноземы лучше не вспоминать.

Теперь в Украине, которая скоро уже три года противостоит российской агрессии на Востоке, довольно часто можно услышать, что она должна взять себе за пример израильскую модель развития. Было бы неплохо. Да и украинское гражданское общество доказало, что в момент критической угрозы может настолько мобилизоваться, что потянуть на своих плечах и развалившуюся армию, и дать совет в условиях отсутствия собственной службы безопасности и при тотальном несоответствии органов внутренних дел своей задачи обеспечить порядок во всех населенных пунктах. Но так можно тянуть только определенное время, пока заново не заработают государственные органы. Где-то так было и на первых порах в Израиле, потому что все творилось с чистого листа. И опять же, чем может поделиться Израиль с Украиной – это опытом.

У Израиля надо научиться многим вещам и в частности, как развивать современные технологии, как уметь переработать мусор и отходы на все сто процентов. Как бережно обращаться с водными ресурсами. Понять, как сказал израильский премьер Беньямин Натаньягу, что общество должно постоянно делать изобретения. Только общество, которое делает изобретения развивается технологически.

Однако просто перенести израильский опыт на украинскую почву не удастся. Например, у евреев есть такое понятие, как «повестка №8». Это означает, что в какой бы стране бы не был израильтянин, на каких должностях не находился бы, если в Израиле война, он должен прибыть в страну, пойти в армию и защищать свое государство. Это предписание действует для людей возрастом до 42-х лет. Но есть просто масса частных обращений, чтобы продлить этот срок. Кроме того, уникальных специалистов могут призывать и в гораздо старшем возрасте. Перед выездом из Израиля, мой хороший знакомый через мессенджер написал, что должен поехать в военное ведомство, чтобы подписать согласие на военное обучение своей дочери какой-то редкой военной профессии. Еще один знакомый Владимир, родом из Украины, с гордостью рассказывал о том, что его дочь как раз служит в армии.

А теперь на минутку вспомним, что происходило на государственной границе Украины каждый раз, когда в стране объявлялась очередная волна мобилизации? Не забываем и про тысячи украинских заробитчан, которые продолжают ездить на заработки в Россию будто ничего и не произошло. Одним словом, у израильтян можно поучиться патриотизму, это прежде всего. Во-вторых, у Израиля надо перенимать опыт жизни в условиях военной угрозы и при этом придерживаться основных демократических норм. У израильтян надо поучиться ведению сельского хозяйства, особенно в специфических регионах.

У тех, кто приехал в Израиль, сразу разбивается ряд стереотипов и оказывается, что евреи очень гостеприимны и готовы прийти в любой момент на помощь. В Украине часто можно натолкнуться на противоречивое обобщения, что население Израиля достаточно пророссийское. Это не совсем так. Выходцы из Украины, которые объединились в общество «Израильские друзья Украины» является тому прямым отрицанием. Они активно занимаются волонтерством. Они занимались нашими раненными из зоны АТО и их родственниками. Встречали, принимали, навещали. Собирали средства, закупали медицинские препараты и отправляли в Украину.

Но не только выходцы из Украины помогали нашим воинам. Раненого украинца в очень тяжелом состоянии отказалась принимать Австрия. Не потому, что плохая, а потому, что боялась не справиться. Израиль согласился принять. Денег, которых насобирали в Украине хватило едва на одну операцию. Парень провел 9 месяцев в клинике Каплан. С это время у него возник долг в 160 тысяч шекелей (почти миллион гривен). Израиль взял этот долг Игоря Лукьянца на себя.

Другой случай произошел с раненым украинцем Валентином Ковальским с Житомирщины. Хирург, полковник медицинской службы израильской армии, Йором Клайн, когда услышал, что парень получил ранение в АТО, отказался от своего гонорара в 50 тыс. долларов. На операцию украинскому воину израильский хирург пригласил своего коллегу-светила из другой клиники на 6 часов утра, поскольку у того весь день расписан по часам. И тот согласился приехать так рано в другую клинику, чтобы бесплатно помочь украинцу.

Мораль всей этой повествования такая, современный мир оказался перед новыми вызовами и угрозами. И преодолевать их можно только совместно. И есть надежда, что преодолевать их будут совместно Украина и Израиль, такие разные и такие похожие страны. Хочется надеяться, что этому не помешает даже не совсем ответственная историческая политика.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки