Украина в водовороте глобальных изменений

Пытаясь найти свое место в мировой геополитике, Украина должна платить за предыдущие годы колебаний и ошибок. Пока на нашем конце континента царила такая-сякая стабильность, мы делали вид смирного теленка. Теперь бороться за присоединение к евроатлантическому миру приходится в сложнейших условиях – делать реформы во время войны, инвестировать в стратегически важные отрасли, спасая национальную валюту от краха, и тому подобное.

Однако это еще мелочи. Худшее, что мы ищем свое место в мире, который меняется на глазах. Пока мы перемиваем косточки Путину, мир проходит точку бифуркации. Поэтому будущее Украины зависит не только от того, насколько тщательно мы внедрим стандарты ЕС, но и от того, что произойдет с ЕС и целым континентом через 5-10-20 лет, пишет Захид.нет.

Война в Украине стала сигналом того, что старые соглашения больше не действуют, открывая пространство неопределенности. Стратегия сдерживания России, которую избрал Запад, – лишь попытка сохранить старый порядок. Однако всем понятно, что возвращение к состоянию 2013-го уже не будет. Ни Украина, ни Россия, ни ЕС уже не смогут жить так, как жили до аннексии Крыма. Однако очертания будущего пока очень неопределенные – и перед Украиной, и перед ЕС, и перед Россией появились новые вызовы, которые требуют кардинальных решений. Запас прочности путинского режима исчерпывается, и РФ вот-вот войдет в зону турбулентности, из которой может не выйти в ее современных границах, не говоря про все остальное. ЕС, как показал референдум в Нидерландах, должен найти новый баланс между национальными суверенитетами и общим интересом. А также, как показала история с санкциями против России, пройти испытания на политическое единство.

Ситуация в мире осложняется

Однако война в Украине – лишь одна из многих причин (и одновременно последствий) дестабилизации мирового порядка. Так, война в Сирии, которая длится уже пять лет, забрала 350 тыс. жизней и заставила половину всего населения покинуть свои дома. Наряду с этим война в Сирии повлияла на расстановку сил в мире: Ливан и Иордания подверглись политической и экономической дестабилизации (а также ЕС), зато Иран в ближайшей перспективе может стать ключевым игроком в арабском мире. Определенные возможности открылись и для России, хотя до сих пор не ясно, какими будут последствия для нее. В Турции вновь обострилась курдская проблема – двухлетний режим прекращения огня между правительством и повстанцами сорвался еще в июле 2015-го. Теперь масла в огонь подливают сирийские курды, которые сейчас готовятся провозгласить федерацию на севере Сирии.

Не прекращаются войны в Ираке и Ливии, а Израиль и Египет страдают от террористических атак. В Иерусалиме в автобусе взорвался очередной смертник, в Египте террористы взрывают полицию и атакуют публичные места. В Афганистане оживились талибы: на днях они атаковали столицу страны, а в провинции Кундуз ведутся интенсивные боевые действия. А в конце марта талибы запустили ракеты по афганскому парламенту. Также талибы действуют и в соседнем Пакистане – в конце марта теракт в Лахоре унес жизни 72 человек. Между тем в Йемене рискуют сорваться мирные переговоры. За теракт в Адене страна снова может вернуться к войне между повстанцами-шиитами и войсками изгнанного президента Мансура Хади, который недавно вернулся в страну.

В Нигерии продолжается война с исламистской сектой Боко Харам, в Судане идет кровавая гражданская война, а в Сомали засели исламисты Аль Шабааб...

Короче говоря, война в Украине – лишь один из элементов мировой дестабилизации. Вспоминая последние события в Нагорном Карабахе и неистребимых боевиков на российском Кавказе, не трудно представить, насколько широко может расползтись война. Впрочем, боевые действия – это просто крайняя форма дестабилизации. Если теракты в Брюсселе и Париже лишь сплотили граждан ЕС, то наплыв беженцев из Сирии и других стран ставит под угрозу краеугольные принципы европейского единства.

Поэтому уже сейчас мировые лидеры пытаются найти новый баланс в мире. И похоже, что он сильно будет отличаться от того, который мы привыкли считать пожизненной данностью. Визит Обамы на Кубу – символ грядущих перемен, но тектонические процессы происходят в других местах. Так, в феврале в Калифорнии прошел саммит США и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии – очередной шаг к формированию американо-азиатского партнерства. Япония, которая относительно недавно была ярым противником США в Тихом океане, теперь является главным американским союзником в Азии. Наряду с этим свой проект азиатского партнерства запускает Китай. Несколько лет назад Пекин выступил с двумя амбициозными проектами – «Экономическим поясом Шелкового пути» и «Морским Шелковым путем XXI века», которые теперь объединены в единую стратегию «Один пояс – один путь».

Между тем и Соединенные Штаты, и Китай перестают рассматривать Россию как ключевую фигуру в Евразии. Даже на фоне войны в Украине администрация Обамы больше озабочена глобальными климатическими изменениями, чем противостоянием с умирающим медведем. Однако дальнейшее ослабление России может привести к ее распаду с малопредсказуемыми последствиями для всего континента. Впрочем, даже при условии сохранения целостности России она имеет все шансы превратиться из субъекта международной политики в объект – и тогда привычная расстановка сил на континенте неизбежно претерпит радикальных изменений. Судя по всему, главным претендентом на евразийское наследие Москвы является Пекин. Каким будет ответ США – неизвестно, поскольку Обама вот-вот уйдет, а каким будет курс новой администрации – тайна за семью печатями.

Новое возможности Украины в новом мире

Изменчивость внешних условий открывает для Украины огромные возможности. Не исключено, что при определенных обстоятельствах роль Украины может стать невероятной – иногда финал партии зависит от одной пешки. При том безумно возрастают и риски, поскольку Украина находится на геополитическом разломе, который становится все шире. Переломить обстоятельства в свою пользу мы пока не можем, поскольку и до сих пор являемся объектом, а не субъектом мировой политики. Все, что мы можем, – поскорее привести страну в порядок. Безвизовый режим и высокие темпы евроинтеграции – это очень важно.

Однако в глобальном контексте ставки намного выше. Украина больше не может оставаться отсталым, нежизнеспособным обломком СССР – реформы, которые мы запланировали на послезавтра, надо провести сегодня, а лучше – вчера. Иначе геополитические обстоятельства нас просто раздавят. Поэтому времени на раскачку у нас нет.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки