Кадровую очистку прокуратуры в Украине и набор по новым правилам обещает новоназначенный заместитель главы ведомства Валентина Теличенко. Раньше она вела резонансные дела: Тимошенко, Луценко, Гонгадзе. Теперь бывший подзащитный, а ныне генпрокурор призвал ее реформировать эту одну из самых коррумпированных силовых структур. О своих планах Теличенко рассказала нашим киевским корреспондентам ГА.
Новый заместитель генпрокурора несколько дней как назначена: не все формальности еще соблюдены, еще даже не имеет своего кабинета. Бывшая правозащитница – новичок в коридорах власти. Она говорит, что никогда не мечтала об этой должности, а на предложение Юрия Луценко сначала ответила отказом:
«Юрий Витальевич нашел те слова, которыми меня убедил. Он таки зацепил меня, когда сказал: «Правильно, ты откажешься от должности и будешь, сидя перед своим скайпом, рассказывать журналистам, что я сделал не так, что надо сделать иначе, почему у меня не идут реформы». Это было метко сказано, я поняла, что если я откажусь, то кривого слова о проблемах в прокуратуре я не буду иметь права сказать».
Кое-кто из экспертов прочитал назначение Теличенко как намерение нового генпрокурора довести до конца дело Гонгадзе. Сама Теличенко отрицает: ее миссия в ГПУ – реформы.
«Я не имею никакого отношения к тем, кто занимается расследованием. Я их не контролирую. Мое назначение к делу Гонгадзе не имеет ни малейшего отношения. Тем не менее, Луценко убедил меня, что он имеет истинные намерения реформировать прокуратуру. Я сама это понимала, и он это прямо сформулировал: если мы сегодня не проведем реформу прокуратуры и одновременно синхронно другие правоохранительные органы, судебная ветвь власти, не проведет в себя реформы, то в Украине наступят очень плохие времена».
Реформа ГПУ сводится к двум позициям. Очистка кадров и набор новых, по новым правилам, которые заработают уже до конца этого года.
«Первое: будет очистка, и сотни прокуроров потеряют свои удостоверения, потеряют свои должности. Второе: будет проведены следующие конкурсы на замещение этих вновь образовавшихся вакансий, которые позволят принести новую кровь, новых людей, порядочных и специалистов».
Как говорит Теличенко, если прокурора-взяточника не всегда удается посадить, его всегда можно уволить. В системе оставят лишь тех, кто не запчтнал себя.
«В этой прокуратуре не менее 30% тех, кто вкалывают. Тех, кто честные, тех, кто имеет опыт работы, тех, кого надо не потерять. Вне системы еще есть определенное количество специалистов, которые ушли из прокуратуры, потому что нельзя было работать под руководством Рината Кузьмина. Поэтому тех специалистов так же очень важно использовать. Сегодня порядочный человек стыдится признаться, что он прокурор, поскольку на них люди будут плевать. Зато подонки, которые работают в системе прокуратуры, делают пальцы веером, рассказывают, что я прокурор, море, розступись. Очень нездоровая ситуация. Чтобы эту ситуацию поменять, не надо увольнять отсюда всех. Надо одних оставить, а других – отправить поискать счастья где-нибудь за пределами прокуратуры».
Несмотря на сложность задачи, Теличенко верит в успех:
«Если бы я знала, что у меня нет ни одного шанса что-то сделать, то я бы сюда не пришла. Но я уверена, что шанс есть. И если очень стараться, то добьемся положительного результата».