В продолжение статьи "Трудовая эмиграция из Украины результат отчаяния"следует отметить, что государство очень долго закрывало глаза на то, что большая часть трудоспособного населения Украины работает за ее пределами. Обратить внимание на большое количество собственных граждан государство просто заставили: и европейское сообщество, и общественные организации украинских-работников.
Кстати, много лет о гражданах, которые были оторваны от своего социокультурного пространства, заботилось не родное государство, а Греко-католическая церковь (УГКЦ), которая не только решала их проблемы, но и пыталась способствовать тому, чтобы люди не теряли свою национальную идентичность.
Проблемой внешней трудовой миграции якобы занимались и Минсоцполитики, и МИД, и МВД, и Минэкономики, и Госпогранслужба, и Таможенная служба. «Когда одной проблемой начинают заниматься многие ведомства, каждое пытается сохранить свою долю влияния или заработка, но ни за что не отвечать. Поэтому в вопросе создания государственной политики трудовых эмигрантов ничего не изменилось за 21 год независимости. Если бы была государственная политика, под нее легко писали бы и принимали бы законы», - считает народный депутат Александра Кужель, председатель парламентского Комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики.
Александра Кужель свое время пыталась изучить проблемы работников. Вместе с главой Пенсионного фонда и заместителем председателя ГНА объехала Португалию, Испанию и Италию. Везде встречалась с нашими соотечественниками, собирала их предложения, написала целую кипу бумаг. И вся эта работа, как оказалось, была напрасной.
В 2009 году госпожа Кужель предложила сформировать единый ответственный за проблему орган - Совет по вопросам трудовой миграции. Предложение поддержала тогдашний премьер Юлия Тимошенко.
«Тогда 90% членов совета были представителями мигрантских организаций. А что сделала новая команда? Оставила в том совете одного-единственного представителя мигрантов, который уже давно живет в Киеве. Мотивируют это тем, что не понимают, как им собираться-советоваться, когда все члены совета разбросаны по всему миру. Об интернет-конференции или скайп они даже не слышали», - рассказывает Александра Кужель.
Чем именно занимается нынешний Совет по вопросам трудовой миграции - загадка, потому, как уверен Григорий Селещук, председатель комиссии УГКЦ по делам мигрантов, очень небольшой круг специалистов в Украине сколько-нибудь осведомленный с проблемами трудовых эмигрантов. Если речь идет об определении и решения этих весьма специфических проблем, следует привлекать к сотрудничеству самих этих людей, которые, кстати, давно готовы к диалогу с украинскими государственными институтами.
По мнению Григория Селещук, сегодня в Украине не хватает политической воли для того, чтобы на уровне президента страны решить вопросы, которые на уровне чиновников, ответственных за конкретную работу, просто не решаются. Это и вопрос реализации избирательных прав трудовых эмигрантов и включение их в общественно-политическую жизнь Украины, и вопросы защиты иных прав и законных интересов граждан, находящихся за пределами государства.
«Аргументы вроде важно не важно, экономически целесообразно или нецелесообразно и такие другие вообще не должны рассматриваться. Ведь речь идет о реализации конституционных прав граждан, которые должны быть превыше всего. Нужно сформировать широкую систему работы государства в миграционной сфере», - убежден Григорий Селещук.
Проблемы работников. О каких именно проблемах идет речь? Прежде о нарушении конституционных прав гражданина. Граждане Украины, живущих за границей, не могут полноценно осуществлять свое избирательное право. «Из нас сделали полу-граждан. У каждого гражданина было на прошлых выборах по два избирательных бюллетеня, а у нас только один. И на это было решение Конституционного суда. Это вопиющий факт», - рассказывает Олесь Городецкий. Чтобы реализовать свое волеизъявление, работникам приходится ехать на импровизированные избирательные участки и часами ждать в очередях.
Также государство Украина ограничивает имущественные права своих граждан-мигрантов. Чтобы открыть счет в иностранном банке (без этого за рубежом вообще никак), нужно получить специальное разрешение НБУ. Ввезти нажитое за рубежом имущество домой - тоже проблема, человек сталкивается с необходимостью уплатить ввозную пошлину.
Дети, которые выехали за границу с родителями, лишены права на полное среднее образование, хотя тоже являются гражданами Украины. Приехав домой, они не смогут учиться дальше.
Украина не способствует созданию украинских учебных заведений в государствах массового пребывания трудовых мигрантов, никак не поддерживает имеющиеся субботние и воскресные украинские школы. Учителям, которые преподают в украинских школах, организованных отнюдь не нашим государством, а обществом и церковью, стаж работы за рубежом не засчитывается в общий педагогический стаж.
Согласно действующему законодательству, для того, чтобы украинские дети, которые находятся за границей, могли сдать государственные экзамены и получить аттестат о полном среднем образовании, Украина должна отправлять в государства массового пребывания трудовых эмигрантов комиссии из нескольких учителей. Время от времени это все же делают, но не всегда. Каждый год чиновники говорят, что в бюджете на это нет денег. И только когда это вызывает общественный резонанс, оказывается, что такие бюджетные расходы все же были запланированы.
Также Украина до сих пор не подписала двусторонние и многосторонние соглашения о социальной защите и пенсионном обеспечении со многими государствами мира. Поэтому трудовой мигрант, который исправно платил пенсионные взносы, скажем, в Италии или Германии, не получит пенсии, если вернется в Украину. А то, что платил до украинского Пенсионного фонда, а затем выехал за границу, не получать пенсии в государстве пребывания. Между другими государствами этот вопрос давно уже решен, ни один человек, который всю жизнь работал, не остается на старость без пенсионного обеспечения, хотя бы в какое государство он не переехала.
Так же представители общины работников жаловались на нехватку консульских отделов, их недоступность. Например, в Неаполе, где проживают 150 тыс. наших сограждан, есть только два консульских работника. И это считают за счастье, потому что не нужно далеко ехать. Иногда приходится преодолевать 200-300 км, чтобы добраться консульского отдела. Но часто бывает так, что можно просидеть в очереди целый день и не попасть на прием. Или консульство вообще будет закрыто. Дозвониться - и то проблема: или занято весь день, или трубку не берут, или отвечают на языке, не является языком ни страны пребывания, ни консульства. Например, в одном из украинских консульств в Италии на звонок отвечали на немецком или русском.
Однако, следует заметить, что работники не будут без необходимости беспокоить дипломатическое представительство. То есть со своей срочной проблемой гражданам Украины за рубежом часто некуда обратиться. Португальские чиновники говорят гражданам Украины, которые обращаются к ним за какой-то помощью: «Что это у вас за государство такое? Мы о вас лучше заботимся, чем ваше государство». Об этом рассказал Олег Гуцько, председатель ассоциации украинцев в Португалии «Собор».
«Консульские взносы были немалыми, - говорят работники, - а сейчас их увеличили вдвое. Мы согласны платить, но хотим, чтобы за те деньги государство нам гарантировала хоть какую-то защиту. Те средства, что мы платим, идут не в специальный фонд консульства, а куда-то еще. В консульском фонде на месяц остается 30 евро. Разве на эти деньги можно что-то сделать, кому-то при необходимости помочь?».
Для чего нужен консульский фонд? Например, гражданин Украины, который находится за границей, попал в трудную ситуацию - получил тяжелую травму, попал в тюрьму или вообще погиб. Если его родные не в состоянии помочь в этой ситуации, должно вмешаться дипломатическое ведомство. Например, доставить тело покойного на родину. Кстати, Украина до недавнего времени не могла решить вопрос с доставкой умерших сограждан домой. Их доставляли как груз. И это только часть проблем.
Следует учитывать и то, что часть этих людей может вернуться на родину, и их человеческий, профессиональный, финансовый потенциал можно будет привлечь для модернизации и развития Украины. Это движение назад должно быть предусмотрено в законе. Закон должен поощрять людей к возвращению. Гражданин, который хочет ввезти в Украину свое нажитое за рубежом имущество, не должен платить никакой ввозной пошлины, считают эксперты. Это касается не только его личных вещей, но и автомобиля и средств производства в случае, если гражданин привез какие-то орудия труда не для продажи, а для начала в Украине собственного бизнеса. Если человек еще и создал в Украине новые рабочие места, специалисты-экономисты и общественные деятели предлагают освободить таких реэмигрантов-инвесторов от налогообложения на несколько лет.
Автор: Інга Лавриненко