Свобода слова в Украине: осторожный оптимизм несмотря на давление на журналистов

права журналистовЖурналисты до сих пор становятся жертвами давления в Украине - прежде всего со стороны местной власти и судей, констатируют эксперты. Оптимизма добавляет то, что журналистские расследования все чаще дают результат.

Каждый год 16 сентября украинские журналисты выходят со свечами на Майдан Независимости, чтобы почтить память журналиста Георгия Гонгадзе. Именно в этот день пятнадцать лет назад он исчез, а его дело до сих пор остается символом борьбы журналистов за свободу слова в Украине. "Украинские журналисты - лидеры на постсоветском пространстве в вопросе защиты своих профессиональных прав. Мы выходили на акции против цензуры, против закона о клевете, против нападений на журналистов, и импульс к этому дало им дело Гонгадзе", - говорит председатель "Независимого медиа-профсоюза Украины Юрий Луканов.

Не так страшно, как 2014 года

И несмотря на борьбу количество нарушений журналистских прав в Украине год за годом остается существенным, констатируют в "Институте массовой информации" (ИМИ) - общественной организации, которая занимается вопросами соблюдения прав журналистов в Украине. "Только за восемь месяцев 2015 года мы зафиксировали 224 нарушения прав журналистов. Это чрезвычайно много, но, конечно, меньше, чем в прошлом году, когда произошли события на Майдане, аннексия Крыма и началось вооруженное противостояние на Донбассе, когда журналистов на Востоке Украины похищали, пытали, расстреливали", - констатирует эксперт ИМИ Екатерина Дячук.

Сегодня, по ее словам, украинские журналисты чаще всего становятся жертвами нападений со стороны неизвестных лиц. При этом вмешиваться и препятствовать их работе зачастую пытаются депутаты местных советов и судьи, говорит Дячук. Правоохранительные органы открывают крайне мало уголовных производств относительно нарушения прав журналистов, отмечают в ИМИ. За полгода их было открыто лишь полсотни, а в суд из них направлено всего лишь три. "Безнаказанность за нарушение журналистских прав продолжается", - указывает Дячук.

Работа под пулями и давлением

По ее словам, тяжелее всего сейчас работать журналистам в анексованому Россией Крыма, где представителей СМИ с проукраинской позицией репрессируют российские спецслужбы. За это журналисты там не имеют возможности проводить объективные журналистские расследования, говорит Дячук.

Не легче и журналистам, которые работают на линии разграничения на Донбассе. "Там журналистам трудно работать, поскольку стреляют, а значительная часть тамошнего местного населения обвиняет в этом украинские СМИ", - признает Юрий Луканов, который лично работает на Востоке Украины на подконтрольных украинским властям территориях. А работа в пределах самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" фактически невозможна, констатирует эксперт.

При этом наиболее востребованными в обществе сейчас есть журналистские расследования, которые помогают разоблачать коррупционные схемы чиновников и их незаконное обогащение на госслужбе, отмечают в ИМИ. Именно поэтому материалы журналистов-следователей имеют общественный резонанс и является действенным инструментом борьбы с коррупционерами. "Если два года назад мы писали просто в стол, то сейчас одно из пяти расследований дает результат - чиновники-коррупционеры прощаются со своими должностями", - рассказал DW журналист и руководитель проекта "Следствие.Инфо" на "hromadske.tv" Дмитрий Гнап.

Расследования дают результат

Например, после коррупционного скандала, связанного с журналистским расследованием телеканала ZIK, в мае 2015 года был уволен заместитель министра внутренних дел Сергей Чеботарь. А после расследования журналистов издания "Европейская правда" об игнорировании дипломатами в украинских посольствах за рубежом просьбе бизнеса одного из высокопоставленных дипломатов наказали дисциплинарно. Кроме этого после журналистского расследования "Радио Свобода" и Первого общественного телеканала "Схемы" был уволен исполняющий обязанности начальника Государственной автоинспекции Украины Александр Ершов. Журналисты поймали Ершова на вранье в декларации о доходах за предыдущий год: он скрывал от контролирующих органов элитный трехэтажный особняк в Киеве и элитные машины стоимостью около 100 тысяч долларов каждая. "Стало работать легче, потому что открыли реестры, но одновременно и сложнее, потому что чиновники стали тщательнее маскировать коррупционные сделки в неформальных соглашениях или офшорах", - говорит Дмитрий Гнап.

Он признает, что профессия журналиста в Украине остается опасной, однако представители СМИ продолжают делать свое дело несмотря на традиционно негативное отношение власти к честной журналистики. "Сейчас властям не приходит в голову грубо нам закрыть рот, запугать или убить, потому что времена изменились, но они действуют другими методами - дискридитують нас, пытаются подкупить",- говорит Гнап.

Метки:
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки