Не успела еще Европа оправиться после Brexit, как перед ней возникла новая проблема: миллиардная задолженность итальянских банков. Будут ли налогоплательщики снова вынуждены рассчитываться за банковские долги?
Кажется, что некоторые проблемы в Европе лишь ухудшаются от того, как часто на них обращают внимание. Это касается и банковской системы Италии. В 200 миллиардов евро оценивает Европейское ведомство контроля за деятельностью банков (EBA) общую сумму проблемных кредитов в Италии, другие же оценивают ее в 360 миллиардов евро.
Данная сумма меняется в зависимости от методик подсчета. Но ясно одно: если кредиты такого объема треснут, то Италия, ни самостоятельно, ни при помощи стран Еврозоны, не сможет справиться с этой долговой лавиной. Основной проблемой остается и в дальнейшем сложная экономическая ситуация в Италии. "Итальянская экономика почти не продемонстрировала роста, частично она находится в рецессии, - отмечает Мартин Фауст, профессор банковского дела Франкфуртской школы финансов. - Сейчас в Италии трудно и предприятиям, и домохозяйствам, которые не всегда в состоянии выплатить свои долги и проценты по кредитам".
Читайте также: ЕС больше не будет спасать проблемные банки
Об этой проблеме известно уже много лет. Осенью 2014-го сразу девять итальянских финансовых институтов не прошли общеевропейский стресс-тест. На то время самые большие проблемы с капиталом были у старейшего ныне действующего банка мира Monte dei Paschi di Siena.
С того времени изменений произошло много, но, очевидно, не достаточно. В начале 2015 года соответствующая директива ЕС должна гарантировать, что ошибки прошлых лет больше не повторятся. С того времени банковский сектор больше нельзя спасать за счет налогоплательщиков, как это часто было после финансового кризиса 2008 года. Прежде чем вмешается государство, ответственность будет возлагаться на владельцев и кредиторов.
"Владельцы банковских облигаций и даже владельцы вкладов, превышающих законодательно установленные пределы, рискуют потерять часть своих средств, - говорит Фауст. - Это не способствует стабильности банков, ведь инвесторы не охотно педоставляют им деньги. Они боятся, что в конце концов будут нести ответственность".
Замкнутый круг
Слабая конъюнктура, кредиторы, которые затрудняются в вопросах инвестиций, - проблемы итальянских банков со временем только растут, и конца-края им не видно. "Стоит ожидать, что потери банков в течение следующих лет значительно возрастут", - считает эксперт. По его словам, "проблема кроется в том, что потерянные кредиты уменьшают объем собственного капитала банков, без которого им не выжить". Это замкнутый круг, ведь при условии слабой конъюнктуры предприятия должны полагаться на сильные банки.
В начале 2016 года правительство Италии договорилось с ЕС о возможности передачи проблемных кредитов так называемым "плохим банкам". В апреле также был учрежден фонд спасения Atlante, которому банки страны выделили четыре миллиарда евро.
Сразу же после основания Atlante получил много работы: два региональных банка - Banca Popolare di Vicenza и Veneto Banca - необходимо было поддержать. На это ушла половина всех средств, аккумулированных фондом. С того времени в Италии ведутся дискуссии относительно того, кто именно должен снова пополнять его. "Многие банки не имеют достаточно капитала, чтобы пополнять фонд спасения", - отмечает Мартин Фауст.
Снова государственная помощь?
Во время саммита ЕС на прошлой неделе премьер-министр Италии Маттео Ренци представил свой план спасения банковской системы все же за счет налоговых средств. Он планирует выделить до 40 миллиардов евро, чтобы вдохнуть в банки новую жизнь в виде свежего капитала. Такие планы Ренци аргументирует тем, что Brexit создал исключительную ситуацию, при которой подобная помощь является целесообразной.
Профессор банковского дела Университета Кельна Томас Гартманн-Вендельс считает такой аргумент лишь отговоркой: "Нет никакой взаимосвязи между Brexit и нынешними проблемами итальянских банков".
По мнению эксперта, итальянские финансовые институты нуждаются в санации по новым правилам: первыми должны заплатить собственники и кредиторы, а лишь потом государство. "После финансового кризиса мы клялись, что налогоплательщики больше никогда не будут нести ответственность за рискованные операции банкиров. Сейчас все это снова под вопросом", - отмечает Гартманн-Вендельс.
Эксперт по банковскому делу добавляет, что премьер-министр Италии Ренци находится под сильным политическим давлением, а государственные гарантии будут означать расходы лишь в крайнем случае. "Это очередное простое решение, однако в долгосрочной перспективе оно не выведет из тупика".
Следующее испытание
Эта драма, которая никак не хочет завершаться, четко указывает на слабое звено валютного союза. Экономика Италии не идет на подъем, потому что ключевые реформы так и не были реализованы, а евро является слишком дорогим для таких условий. И чем дольше длится кризис, тем больше проблем добавляется. "Кризисы, которые мы наблюдаем в Еврозоне, еще отнюдь не завершены, - говорит Мартин Фауст. - Структурные трудности в последние годы лишь откладывались, однако не решались".
Учитывая большой объем проблемных кредитов в Италии профессор Гартманн-Вендельс ожидает, что рано или поздно европейские налогоплательщики снова будут спасать банковский сектор. "Это будет необходимо. Итальянское государство в одиночку с этим не справится, ведь страна и так имеет большую задолженность", - отмечает он.
Испания в 2012-2014 годах получила 40 миллиардов евро помощи из "спасительного зонтика" для евро для рекапитализации собственных банков. Переговоры по подобной программы помощи для Италии могут быть настоящим испытанием для и без того напряженных отношений внутри валютного союза.