Антикоррупционное агентство Румынии наконец «погнало волну» и начало аресты влиятельных чиновников.
Румыны думали, будто экс-министр туризма Елена Удря слишком влиятельна, чтобы бояться прокуратуры. В прошлом жена крупного бизнесмена, к тому же протеже экс-президента Траяна Басеску... Но Национальное антикоррупционное управление Румынии (DNA) арестовало ее за содействие в отмывании миллионов долларов, «заработанных» ее бывшим мужем на завышенных ценах программного обеспечения для государственных учреждений. Дело против Удри - большой плюс для DNA, которое демонстрирует все более убедительные успехи в борьбе с коррупцией, пишет The Economist.
Главный прокурор DNA Лаура Кодруца Кевеси, которая в юности была звездой баскетбола, сделала карьеру в судебной системе, а впоследствии, в апреле 2013-го, получила самую высокую должность. Были опасения, что она не защитит репутацию агентства, но на самом деле темпы расследования резонансных дел против высокопоставленных чиновников выросли. В 2014 году DNA добилось осуждения 1138 человек, среди которых 24 мэры, 5 депутатов парламента, 2 бывшие министры и экс-премьер Адриан Настасе. Более 90% выдвинутых агентством обвинений закончились назначением наказаний.
Читайте также: ТОП 5 государств без коррупции как пример Украине
Таких успехов не прощают. По словам Кевеси, в прошлом году «каждый вечер по телевизору шло вторжение в мою личную жизнь». Один олигархический телеканал обвинил его во взяточничестве (она подала в суд за клевету). В работу DNA вмешивался премьер-министр Румынии Виктор Понта, который еще до победы на выборах 2012 года назвал агентство преемником проклятой секретной службы коммунистических времен. В октябре 2013-го произошла смена старшего прокурора антикоррупционных дел DNA. А партия Понты требовала амнистии, которая исключила бы расследование агентством деятельности высокопоставленных политиков.
Сегодня Понта любит DNA. 42-летний премьер, сам бывший прокурор, с гордостью цитирует положительные отзывы в его адрес от антикоррупционных органов Европейского Союза. И замечает, что закон об амнистии «зарезали» в январе и все разговоры о его возвращении «несерьезные». Парламентариев, против которых выдвинуты обвинения, заставляют сдавать мандаты. А про Кевеси он говорит: «Это я ее назначил!».
На самом деле эту кандидатуру предложил Басеску. Она получила поддержку Понты в рамках договоренности о разделе влияния. Но энтузиазм главы правящего кабинета много о чем говорит. «Он свидетельствует о том, насколько популярным стало DNA», - говорит Кристиан Гиня, директор аналитического центра CRPE. По уровню доверия населения страны оно занимает четвертое место после церкви, вооруженных сил и служб безопасности. Инсайдеры утверждают, что нападения Понты должны были просто задобрить партию премьера. Его проигрыш на ноябрьских президентских выборах Клаусу Йоганнису, который шел под антикоррупционными лозунгами, лишь подчеркивает: политический успех определяет борьба со взяточничеством, а не снисхождение к нему.
Читайте также: Как и почему высокие идеалы уживаются с бесстыдной коррупцией
Требования ЕС относительно соблюдения нормативных стандартов открыли карьерные перспективы способным и честным юристам (многие из них сейчас работают в агентстве Кевеси). Также США активно поддерживают антикоррупционную работу в рамках политики сдерживания влияния России в Восточной Европе. Американские чиновники четко и недвусмысленно заявили об этом в прошлом месяце, во время визита в Будапешт помощника государственного секретаря США Виктории Нуланд.
Впрочем, хоть антикоррупционные усилия Румынии уже заметили в Вашингтоне и Брюсселе, на иностранных инвесторов особого впечатления они пока не произвели. В прошлом году страна заняла 69-е место в коррупционном индексе берлинской организации Transparency International, поэтому ее рейтинг с 2013 года не изменился. Понта только что вернулся из Америки, где пытался заинтересовать инвесторов. Несомненно, немало времени он потратил там на рассказы о Кевеси и DNA.