Вся Европа обрадовалась, когда Европейское космическое агентство посадило Philae - зонд размером со стиральную машинку - на поверхность кометы за 300 млн миль (480 млн км) от Земли.
Это почти как метнуть дротик вслепую за океан и попасть в яблочко. Вскоре после того Philae заглох, но успел передать кучу информации и зарядить оптимизмом континент, который в последнее время чувствовал немного радостей. А вот хранить более приземленное влияние, даже в собственном соседстве, Европейскому Союзу сложнее.
Российская интервенция в Украине оказалась одним из первых испытаний для нового верховного представителя ЕС по вопросам иностранных дел Федерики Могерини, которая до тех пор была на посту (хотя и недолго) министра иностранных дел Италии. НАТО предупреждает о наращивании количества российских военных и техники в Восточной Украине. Фейковые выборы, которые недавно состоялись в двух пророссийских сепаратистских регионах, Москва «уважает», если не признает. Минские договоренности, подписанные в сентябре Украиной, Россией и сепаратистами, чаще нарушаются, чем выполняются. Петр Порошенко готовится к «полноценной военной операции».
Читайте также: Меркель: Россия своими действиями на Донбассе нарушает международное право
Как Европа допустила такое бедствие у себя на пороге? Ее чиновники повторяют утверждение о том, что в 1989-м Украина была на одном уровне с Польшей, а ныне втрое беднее. Между строк читалось, что правильная политика может исправить разворот Украины от ее европейского будущего. Именно этой мыслью руководствовались смелые протестующие, многие из них под флагами ЕС, которые заполонили киевский Майдан год назад. Они хотели не просто избавиться от Виктора Януковича, который уступил российскому давлению и отказался от торгового Соглашения с Европейским Союзом, но и положить конец коррупции и хищениям, которые царили в стране со времени обретения независимости. На самом деле боевые лозунги Майдана были за Украину как современную европейскую державу. Вместо этого она превратилась в кровавую зону войны, которая подвела ее к грани экономического краха.
Как писал EUROUA.COM в статье "Стратегия ЕС в отношении Украины не будет успешной без гарантии перспектив членства"с Украиной не могло быть просто. По состоянию на конец 2004-го (когда началась Оранжевая революция, которая привела к власти в Киеве проевропейские силы) ЕС уже приступил к расширению на восток. А потом, через «усталость» от этого процесса, бедные постсоветские государства вроде Украины остались с ничем. Европейская политика соседства, направленная на то, чтобы осуществить политические и экономические изменения в странах, территориально близких к Евросоюзу, но без перспективы членства, стала горьким провалом. Вместо технократической и поэтапной, она превратилась в политику со скрытыми задними мыслями, поэтому не смогла адекватно отреагировать на потребности отдельных стран и регионов.
Но самая сложная проблема - Россия. Владимир Путин решил, что Украина, склоняясь в сторону Европы, угрожает российским интересам. Его вмешательство, в частности аннексия Крыма и вторжение на Восток, было непредсказуемым и ситуативным, оформленным в тонах националистической идеологии - то ли в реваншистских разговорах о «Новороссии», а в нападках на Америку. Его Евразийский экономический союз собирается конкурировать с ЕС, даже если сейчас туда входят кроме РФ только Армения, Беларусь и Казахстан.
Читайте также: В ЕС и США снова начали обсуждать ужесточение санкций против России
Теперь европейцы точно прозрели. 16 ноября Путин ранее покинул саммит G20 после упреков лидеров государств-участниц. Вскоре после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель дала необычно суровую оценку российской угрозе - и не только для Украины, но и для Грузии, Молдовы, стран Балкан. Путин в своей готовности раздувать конфликт в Украине превзошел способность Европы адекватно реагировать, несмотря на санкции ЕС. На встрече на прошлой неделе европейские министры иностранных дел договорились просто осудить выборы на Донбассе и распространить санкции на еще нескольких сепаратистов. А это же была первая встреча министров иностранных дел стран - членов ЕС, где председательствовала Могерини. Многие аналитики и даже некоторые европейские правительства, выступали против ее избрания, опасаясь, что она будет выразителем прокремлевского наклона, который долгое время демонстрировала ее страна. Кое-кто добавлял, что, как и ее предшественница Кэтрин Эштон, Могерини слишком неопытна для такой должности, хотя и имеет немалый опыт в политике и международной дипломатии итальянских левоцентристов за плечами.
Ей придется убеждать этих скептиков, а еще перед ней стоит сложная задача - сохранение единства среди стран ЕС. Многие в Европейском Союзе сетуют на вред, который, как они говорят, санкции против России наносят их экономикам. А учитывая то, что большие европейские страны, среди которых теперь и Германия, все активнее проводят собственную внешнюю политику, непонятно, как на нее может влиять Брюссель.
Инструменты для работы. Возможно, Могерини надеется потянуть время. Конечная цель Путина не до конца понятна наверное и ему самому. Кто-то боится, что тот хочет пробить коридор к Крыму. Другие предполагают, будто, несмотря на противоположное впечатление, он, возможно, начинает больше взаимодействовать с Западом. Наиболее вероятным продолжением событий, пожалуй, окажутся новые бои низкой интенсивности и попытки сепаратистов закрепиться на захваченной территории или расширить ее. Санкции ЕС будут действовать до весны, а могут и расшириться. Эндрю Уилсон, эксперт по вопросам Украины в аналитическом центре «Европейский совет по международным отношениям» (ECFR), предполагает, что тогда Россия может стать еще более уязвимой к давлению, особенно при условии, что цены на нефть останутся низкими. Но выдержит так долго украинская экономика?