Почему ЕС не торопится с новыми санкциями против России?

ЕС не торопится с санкциями против РоссииЖесткая критика западных лидеров на саммите G20 не имела заметного влияния на политику Владимира Путина в отношении Украины. Путин и в дальнейшем делает ставку на конфронтацию, а европейцы - на переговоры.

Во время саммита G20 в австралийском Брисбене много руководителей государств и правительств ведущих индустриальных стран мира воспользовались шансом высказать свое мнение российскому президенту Владимиру Путину, пишет DW. В начале новой недели снова настал черед министров иностранных дел ЕС, собравшиеся в понедельник, 17 ноября, на заседание в Брюсселе. Тот факт, что руководитель Кремля воспринимал упреки Запада в Австралии с полнейшим равнодушием, совсем не облегчает задачу главных дипломатов. Канцлер ФРГ Ангела Меркель после многочасовых переговоров с Путиным в Брисбене оставила место встречи без комментариев. Теперь в Брюсселе европейцы должны скоординировать свои реакции на риторический и военное наступление России в Восточной Украине.

При этом, по словам министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, усиление санкций против России в настоящее время не ожидается. Он сообщил, что речь идет о дискуссии относительно внесения в санкционного списка сепаратистов с Востока Украины. Это, как пояснил министр, ограничило бы их доступ к собственности и свободу передвижения. Министры иностранных дел стран ЕС планируют расширить перечень лиц, которых касаются санкции, сообщило агентство AFP. В частности, речь идет об отдельных сепаратистов на Донбассе. Детальные предложения должны быть готовы до конца этого месяца.

Читайте также: Кризис в России: дела идут на спад

Почему реакция ЕС на провокации Путина такая нерешительная на фоне боевых кораблей перед австралийскими берегами, российских боевых самолетов вблизи границ НАТО и дальнейшего военного продвижения на Восточной Украине? Эти меры являются "сравнительно мягким средством", признает эксперт по безопасности и руководитель европейского отделения Фонда Карнеги Ян Техау. Но, по его словам, необходимо учитывать и то, что Запад не может достичь единства относительно существенного углубления санкций, и что для этого нет большинства голосов в Европейском Союзе.

То есть с одной стороны, не хотят сразу применять полную "дозу" санкций, а с другой - неизвестно,  удастся ли достичь такого единства вообще. Поэтому европейские политики подходят к этому вопросу осторожно, считает эксперт. Дипломаты в Брюсселе намекают на то, что уже существует сопротивление против расширения перечня санкций, к которому могут добавить высокопоставленных представителей правительства или известных олигархов. Такое сопротивление происходит, в частности, из Великобритании: хотя премьер-министр Дэвид Кэмерон выступил в Брисбене с громкой критикой Путина, однако он, как и раньше, защищает близких к Кремлю членов российского "клуба миллиардеров" в Лондоне.

Почему европейские санкции не дают политических результатов?

Судя по всему, что слышно, "и во внутреннем окружении Путина есть совершенно разные мнения о том, как нужно действовать дальше", - добавляет Ян Техау. По его словам, для кого-то цена слишком высокая уже сейчас: "нельзя забывать, что выживание путинской команды существенно зависит от того, чтобы они могли покупать лояльность в собственной стране". Российская экономика не является сильной, поэтому обескровить ее новыми санкциями означает сделать очень больно, объясняет эксперт. По его мнению, когда-нибудь это будет иметь большое влияние и на общественное мнение в России, и на внутреннее окружение Путина.

"Все знаки указывают на то, что экономические санкции против России начинают причинять боли, и вскоре они затронут и обычного российского гражданина", - подтверждает брюссельский эксперт по вопросам безопасности и обороны Джилс Меррит. И похоже на то, что в Кремле на это не обращают внимания, отмечает он. Расширение военных угрожающих жестов вплоть до Тихого океана, по его мнению, является удивительным. "Что могло бы быть целью этого, кроме как показать российской общественности, что Россия вернулась как супердержава?" - спрашивает эксперт. Экономические размышления перекрываются влиянием русской политики на публику, считает Меррит.

Читайте также: ОБСЕ в Украине: голуби без мира

Европе нужно больше единства. "Необходимо еще раз оценить, где мы находимся с попыткой найти невоенного решения со времени аннексии Крыма", - считает лидер Зеленых в Европарламенте Ребекка Хармс. По ее мнению, с самого начала было понятно, что для эффекта от экономических санкций требуется время. "Сейчас экономика в России... находится в свободном падении, если посмотреть на рубль. Это связано не только с санкциями, но и с падением цен на нефть", - говорит она. Ведь россияне, напоминает Хармс, делали ставку почти исключительно на экспорт энергоносителей.

По ее мнению, европейцы должны сейчас действовать двумя путями: "Во-первых, объяснить, что санкции продолжаются и все "за" это, а во-вторых, договориться, что страны ЕС не должны заключать крупных сделок с Россией". Хармс приводит конкретные примеры: продажа немецкой инфраструктуры для добычи газа российскому концерну "Газпром" и контракт на поставку французского военного корабля типа "Мистраль". По ее мнению, вместо этого европейцы должны вместе подготовиться к тому, чтобы обходиться меньшим количеством российского газа: "Чрезвычайное планирование на зиму необходимо не только Украине, но и всему ЕС". Больше независимости от российского газа - самое важное, чего должны достичь министры иностранных дел стран ЕС, считает евродепутат.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки