В прошлом веке Польша несколько раз сыграла центральную роль в международной политике: в 1920 году, когда отбила наступление Красной армии; 1939-го, когда в Гданьске поляки ответили огнем на первые выстрелы немцев во Второй мировой войне; 1980-го, когда организованное движение «Солидарность» впервые за время существования советского блока бросило вызов коммунистическому правлению.
Но преимущественно на протяжении ХХ века эта страна в международной политике была скорее полем игры, а не игроком. Большую часть этого времени она находилась под оккупацией Австрии, Германии, России или Советского Союза. Поэтому, вырвавшись из коммунистического блока и имея за плечами лишь 20 независимых лет за последние два века, Польша сначала сосредоточилась на себе и на переходе от диктатуры с плановой экономикой к демократии со свободным рынком. Тогда поляки были бедными и гоноровыми, и многие из них считали пропасть между своей страной и Западом непреодолимой, пишет EUROUA.COM со ссылкой на The Economist.
Ситуация изменилась, когда 1 мая 2004 года вместе с девятью другими странами Польша вступила в Европейский Союз. Поляки в нем становились все богаче и успешнее, менялся их международный статус, а также уверенность в себе и желание глубже интегрироваться в Европейский Союз. «Даже через 10 лет после вступления поляки все еще влюблены в ЕС и верят, что вместе нам по силам горы свернуть, а вот западные государства - члены Европейского Союза переживают типичный кризис среднего возраста, прожив в нем несколько десятилетий», - заявил Александр Квасьневский, президент Польши во время ее вступления в ЕС, на торжественном праздновании 1 мая в варшавском парке «Лазенки». Представители всего политического спектра Польши поддерживают членство страны в ЕС и НАТО. В целом 89% населения желает видеть ее в ЕС, а это значительно больше, чем проголосовало за вступление в него на референдуме 2003 года.
Читайте также: Членство в Европейском Союзе как катализатор реформирования Украины. Пример Польши
В Европе значит дома. Когда в 2007 году к власти пришли Дональд Туск и его «Гражданская платформа», внешняя политика Польши стала более прагматичной, более осторожной и сосредоточилась на ее роли в ЕС и отношениях с Германией. Даже двусторонние контакты с Россией, другим могущественным соседом Польши, на некоторое время улучшились, пока в начале этого года Россия не аннексировала часть Украины.
«Правительство Туска - это первый польский правящий кабинет, который стоит на очень выразительных проевропейских и пронемецких позициях», - считает Йозеф Яннинг, руководитель берлинского отделения Европейского совета иностранных дел. Предыдущее правительство, сформированное партией «Право и справедливость», скептически оценивало выгоды от членства Польши в ЕС и не скрывало неприязни как к Германии, так и в России. В последний год перед выборами политики «Права и справедливости» несколько смягчают тон своих внешнеполитических заявлений.
Несмотря на мучительное прошлое, сегодня Берлин и Варшаву связывают общие политические и коммерческие интересы. ФРГ - крупнейший торговый партнер Польши, и значительная часть немецкой экспортной базы - именно там. «Это взаимодействие выгодно обеим странам», - говорит профессор Митчелл Оренстайн (Гарвардский университет). Им способствует личная приязнь между канцлером Германии Ангелой Меркель и польским премьером Дональдом Туском. Хорошие рабочие отношения сложились между немецким министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером и его польским коллегой Радославом Сикорским. Туск родом из Гданьска - города, который до конца Первой мировой войны был частью германской империи, с Меркель он общается на немецком и на «ты». Канцлер на четверть полька: ее дед, Людвиг Казмерчак, воевал в польской армии (впоследствии фамилию переиначили на немецкий лад: Казнер).
Читайте также: Сможет ли Украина в Евросоюзе стать новой Польшей?
Штайнмайер и Сикорский пытаются сохранить инерцию «веймарского треугольника», созданного для содействия сотрудничеству между Германией, Францией и Польшей. По мнению знатоков немецкой внешней политики, из этого ничего не выйдет. Отношения Германия - Польша и Германия - Франция гораздо более тесные, чем Франция - Польша, хотя между последними они и улучшились после прихода в 2012 году к власти президента Франсуа Олланда. Однако и Варшава с Берлином не всегда сходятся во мнениях. В более узком смысле поляки критикуют зависимость ФРГ от российского газа и ее антиядерную политику, а в более широком - инертную реакцию Запада на агрессию России против Украины. Со своей стороны, немцы хотят услышать от Польши более четкие обещания о вступлении в зону евро.
Оппозиционные политики утверждают, что Туск слишком старательно пытался улучшить отношения с Германией и Россией, а взамен должен был бы обращать больше внимания на своих восточных соседей от Балтики до Черного моря. По их мнению, Западу будет больше пользы, если Варшава сосредоточится на этом регионе. Вхожи к «Гражданской платформы» отмечают, что Польша - неофициальный лидер Вышеградской группы, центрально-европейского клуба, к которому также относятся Венгрия, Словакия и Чехия. И она была одной из движущих сил Восточного партнерства - инициативы Евросоюза, направленной на создание более тесных связей с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Эта инициатива затормозилась в прошлом году, когда Украина не подписала Соглашения об ассоциации с ЕС.
Как погладить медведя. Туск и Сикорский самом деле пытались развивать конструктивные отношения с Россией. Например, в 2007 году они не поддержали возражения предыдущего правительства («Права и справедливости») против вступления России в ОЭСР, клуба богатых стран (переговоры о членстве в настоящее время заморожены из-за противоречия, вызванного украинским кризисом). В ответ Россия сняла запрет на импорт польского мяса. Некоторое время торговые контакты и культурный обмен процветали. Но даже при такой ситуации на протяжении последних семи лет отношения Варшавы и Москвы не назовешь безоблачными. В 2008 году было создано Польско-российскую группу по сложным вопросам (новый форум для интеллектуалов и историков при поддержке правительств обеих стран) для улучшения диалога по спорным страницам польско-российской истории. Эти «сложные вопросы» включают польско-советскую войну сразу после большевистской революции, советскую оккупацию восточных земель Польши в сентябре 1939-го и, видимо, самое травмирующее - убийство тысяч польских офицеров силами советского НКВД в Катыни в 1940 году. В новом порыве примирения Туск и Путин договорились провести совместную церемонию на 70-ю годовщину Катынской трагедии. А три дня спустя в тумане возле Смоленска разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским. Погибли все 96 человек на борту. Некоторые члены «Права и справедливости» все еще обвиняют в авиакатастрофе россиян.
Читайте также: Как вылечилась Польша - рецепт для Украины
Самым большим камнем преткновения между двумя странами стал украинский кризис. От самого начала путинской интервенции в Украину Польша выступает за решительные санкции против России и усиление присутствия НАТО на восточных границах Альянса. В начале февраля во время безопасной конференции в Мюнхене министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уверял Сикорского и Штайнмайера, что его государство хочет спокойствия в Украине и ищет компромисса. До конца месяца Россия фактически проглотила Крым.
«Раньше я думал, что кризис можно было бы избежать, если бы мы подписали Соглашение [о более тесной ассоциации с ЕС] с Януковичем раньше», - говорит Квасьневский. Но сейчас ему кажется, что Путин решил стать основателем четвертой России-супердержавы, вслед за Петром I, Екатериной II и Сталиным, и что Россия будет делать все возможное для дестабилизации Украины.
Конечно, события в Украине подняли важность роли Польши в ЕС и НАТО. В конце марта либеральный чешский еженедельник Respekt поместил на обложке портрет Сикорского под заголовком «Новый лидер Европы» на фоне карты центральной части континента, с надписями «Niemcy» на западе и «Cholera» на востоке. Руководителя польского МИД часто называют возможным преемником Кэтрин Эштон на посту главного внешнеполитического представителя ЕС.
ЕС и НАТО пытаются перепланировать свой восточный вектор: давние предостережения Польши о необходимости сильной оборонной политики и повышения соответствующих расходов, кажется, наконец услышаны. В последние годы Варшава была обделена вниманием Вашингтона - особенно после того, как президент Барак Обама отказался от замысла разместить фрагменты системы ПРО в Чехии и Польше. За досадным стечением обстоятельств хозяин Белого дома объявил об этом 17 сентября 2009 года - как раз в день 70-й годовщины вторжения СССР в Польшу. Поляков раздражает и то, что им до сих пор приходится получать визы для поездки в США. Во время визита в Польшу в начале июня Обама объявил о плане выделить дополнительный $1 млрд на военное присутствие Америки в Европе. Для поляков это был шаг в правильном направлении. Но его еще недостаточно для оправдания их высоких надежд на единственную в мире супердержаву.