Лех Валенса, экс-президент Польши, лауреат Нобелевской премии мира утверждает, что он устал от политики и часто думает о смерти. И сидеть сложа руки в ожидании на финал своей бурной жизни политик не умеет.
Он без устали путешествует, выступает с лекциями о победе «Солидарности» над коммунизмом и не перестает удивлять, а то и шокировать своими нестандартными мыслями. Незадолго до своего 70-летия, Лех Валенса в очередной раз потряс общественным мнением Польши. Его слова о необходимости значительно более глубокой интеграции европейских государств комментируют политики и публицисты.
В среду в польском Сопоте Леху Валенсе вручали престижную награду Европейского форума новых идей. В обосновании своего решения совет этой неправительственной организации написала, что Валенса имеет особые заслуги в процессе изменений в Европе, в разрушении «железного занавеса», а также в наполнении слова «солидарность» новым содержанием.
Его деятельность, сказано в документе, сделала возможным расширение Европейского Союза и вернула надежду и чувство человеческого достоинства десяткам миллионов граждан Центрально-Восточной Европы. Смелые идеи и личная отвага Валенсы побудили европейские общества к сотрудничеству, отмечают в Европейском форуме новых идей.
Читайте также: Опасения о негативных последствиях присоединения Польши к ЕС не оправдались
Поздравляя награжденных, Дональд Туск, глава правительства Польши, говорил о редком даре Валенсы предсказывать будущее, ставить казалось бы невыполнимые задачи и вести за собой людей. Туск рассказал о том, одним пасмурным днём в 1979-м он впервые увидел рабочего Гданьского судостроительного завода Леха Валенсу. Тогда, вспоминал премьер, лидер рабочего движения обратился к небольшой группе единомышленников и уверял их, что уже через год в Польше начнутся большие перемены.
«Это чудо произошло, - говорит Туск. - Эта история родом из мифологии стала нашей действительностью и она имела своего героя. Это простой скромный человек, рабочий-электрик, который бросил вызов самой большой империи мира и выиграл».
Дональд Туск говорит, что Польша, которая в прошлом испытала длительное порабощение, имеет особые основания гордиться Валенсой. «Для нас, для поляков, важно, что о нем узнал мир. В нашей истории героев-победителей было немного, а совсем мало было таких, на которых обратили внимание в мире. Лех Валенса стал универсальным героем», - подытожил глава правительства.
Сам Валенса не скрывает, что жизнь героя совсем не устлана розами. В коммунистической Польше его преследовали и сажали в тюрьму за участие в рабочем движении и создании профсоюза «Солидарность». Вместе с ним страдала его большая семья, в которой восемь детей. Борьба Валенсы с коммунистическим режимом длилась 20 лет. Начиналась она организацией рабочей забастовки в 1970 году и увенчалась проведением «круглого стола» в 1989-м, во время которого коммунисты и «Солидарность» договорились об изменениях в конституции страны и проведении демократических выборов в Сейм.
Именно Валенсе суждено было в 1990-м стать первым президентом свободной Польши и в течение пяти лет руководить страной, которая переживала период так называемой шоковой экономики. После горечи поражения в поединке с Александром Квасьневским за кресло президента основатель «Солидарности» создал «Институт Леха Валенсы» и занялся популяризацией Польши в мире. Самым большим испытанием последних лет для экс-президента стали несправедливые упреки о его сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами.
Читайте также: Польша может присоединиться к еврозоне в 2016 году
Недавно Валенса признался польской прессе, что чувствует себя очень уставшим и уже так сказать собрал чемоданчик для переезда в другой мир. С присущим ему чувством юмора, политик отметил, что в потустороннем мире, пожалуй, лучше, потому что никто оттуда не убегает. Возможно, именно этот настрой творца «Солидарности» все чаще побуждает его к интервью и речам, которые напоминают завещание Европе и миру.
Получив в Сопоте награду Европейского форума новых идей Валенса говорил о том, как представляет себе дальнейшее развитие человечества. Он убежден, что народы должны интегрироваться на высших уровнях, чем традиционные межгосударственные отношения.
Экс-президент обратился к польской политической и экономической элите со словами: «Если вы хотите строить лучшее будущее в Европе, а также глобальное, то должны строить его на ценностях, которые согласованы между религиями и неверующими. Нужны такие светские 10 заповедей, в которые все поверят и начнут воплощать в жизнь. Это - образование детей и молодежи, совершенствование судебной системы, а также системы наград и наказаний, а следовательно воспитание светского совесного человека. Таким я вижу самый большой шанс того поколения, которое начинает мыслить более широкими категориями чем «государство-страна».
Похожие мысли, высказанные Валенсой в интервью для российского агентства «ИТАР-ТАСС» вызвали волну возмущения среди польских правых политиков и публицистов. Интерпретируя слова экс-президента, ему забросили, что он хочет объединить Польшу с Германией. Отвечая на эти обвинения, Валенса в очередной раз говорил о феномен «Солидарности». По его словам, польская революция 1980-х годов не только изменила мир, но и начала совершенно новый этап человеческой цивилизации - создание так называемого глобального села. Нельзя застревать в прежних временах границ и стен, повторяет польский политик-визионер. Валенса убежден, что сегодня в мире достаточно людей, которые понимают динамику глобальных изменений, поэтому демагоги с предыдущей эпохи этих изменений уже не задержат.
Читайте также: Бюджет Европейского Союза на период с 2014 по 2020 год предоставит беспрецедентную поддержку слабым регионам
Также в интервью DW Лех Валенса заявил, что Европе нужно больше солидарности. В воскресенье, 29 сентября, экс-президент Польши празднует 70-летие.
DW: Немало стран Восточной и Юго-Восточной Европы завидуют демократическим достижениям и экономическим успехам Польши на протяжении последних двух десятилетий, к чему именно Вы приложили значительные усилия. Но несмотря на все, недавно десятки тысяч поляков вышли на улицы Варшавы, протестуя против политики либерального правительства Дональда Туска. А по результатам опросов, лидерство сегодня принадлежит председателю национал-консервативной оппозиции Ярославу Качиньскому. Что творится в Польше?
Лех Валенса: Первое: у нас не было ста лет для развития демократии, поэтому мы должны были все максимально ускорять, чтобы догнать Запад. А при таком ускорении накапливается много чего. Второе: что означают сотни тысяч по сравнению с сорока миллионами? Если собрать недовольных в любом другом государстве, в том числе и в богатых странах, то я убежден, что масштаб протестов будет еще большим. Третье: наша демократия себя утвердила. Хотя и были протесты, но исключительно мирные. Собирались подписи, и на следующих выборах недовольные люди выставят счет политикам. Таким образом, Польша с ее демократией выдержала испытания и может служить образцом того, как вести себя с недовольствомв обществе.
В интервью немецкому еженедельнику Die Zeit Вы выразили желание, чтобы немцы были смелее и имели еще большее влияние на развитие и планирование в Европейском Союзе. Впрочем, за Ваши выступления за европейское единство во времена кризиса Вам немало доставалось. Ангела Меркель, например, в греческих СМИ изображалась на карикатурах в форме СС. А что Вы думаете о европейской политике Германии?
Лех Валенса: Политическим лидерам всегда достается. Германия - тяжеловес, к тому же во всех сферах. Но немцы также и берут на себя ответственность во время преодоления кризисов, они также развивают идеи для будущего. И они должны продолжать это делать. Во времена, когда мы отменяем границы, речь идет о европейском, а не о немецком или польском. Речь идет только о Европе. Мы не должны дальше размышлять в пределах государственных границ. Есть много новых современных тем, таких как информация, окружающая среда, кризисы наподобие банковского. Здесь речь идет уже не об одном банке, а об ответственности всех банков. Потом есть еще и денежные вопросы: в Германии деньги есть, а у других нет. В Европе, например, нужна хорошая сеть автобанов, в том числе и в Албании. Там и в таких подобных местах на это не хватает денег, поэтому Германия должна взять это на себя, а деньги могли бы вернуться в течение 50 лет. Деньги нельзя хранить в чулке.
Прошло уже почти 70 лет после завершения Второй мировой войны, но некоторые стереотипы и предубеждения в отношении немцев до сих пор сохранились. Не станут ли они еще сильнее, если немцы сейчас начнут повсюду строить автобаны?
Совсем нет. Для европейской интеграции нам нужно благосостояние в Европе. Мы можем избегать конфликтов только если, например, будем повсюду строить автобаны, тогда ситуация будет улучшаться повсюду. Есть много подобных задач, например, развитие коммуникационных сетей в Европе. Государства, у которых есть деньги, должны были бы предоставлять их более бедным, а те бы их медленно возвращали. Это было бы хорошо для всех учасников. Теперешнее поколение должно бы начать строить государство Европа, но действовать при этом очень осторожно.
Что именно они должны делать?
Никто этого точно не знает. Чтобы этого достичь, нам нужны большие европейские структуры. Разделение и границы принадлежат прошлому. Но сейчас, чтобы мы не делали, почти всегда всплывают воспоминания о войне. Впрочем, постепенно это остается позади. Это сложный процесс, но мы уже достаточно далеко продвинулись вперед. Важно строить объединенную Европу, опираясь на единые ценности, но пока они еще отличаются от государства к государству. Мы должны разработать что-то вроде мирового каталога, своеобразные десять заповедей, которые бы совместно разработали и все - и верующие всех религий, и атеисты. На этот фундамент должно будет опираться развитие будущей Европы.
В воскресенье, 29 вервесня, Вы празднуете 70-летие. Вы приложили значительные усилия к падению коммунизма. Но и сейчас до сих пор есть диктатуры, где преследуют и даже убивают собственных граждан. Каков Ваш рецепт, как можно преодолеть диктатуру?
Мой рецепт - солидарность. Конечно, эта солидарность отличается от государства к государству. Особенно важно также поддерживать США, единственную супердержаву, которая еще осталась, в деле создание такого мира, который бы всюду, где появляется антисемитизм, расизм, этнические чистки или химическое оружие, сразу же начинало действовать и преодолевал проблему.