Большинство экономистов уже переварили результаты выборов. Теперь, по их мнению, следует как можно быстрее переходить к повестке дня, поскольку существует большая потребность в реформах, пишет DW.
Финансовые рынки почти никак не отреагировали на результаты голосования в Германии и возможное продолжение правления Ангелы Меркель. Как биржа, так и евро в понедельник, 23 сентября, фактически топтались на месте. Отсутствие всплеска или падения курсов экономисты объясняют тем, что такой результат ожидался, и все были к нему готовы. Правда, расслабляться еще рано. Впереди коалиционные переговоры. Если они затянутся, тогда это может отразиться и на ситуации на финансовых рынках.
Немало представителей экономики выразили сожаление в связи с поражением Свободной демократической партии. Многие из них хотел бы видеть продолжение консервативно-либеральной коалиции. Теперь, однако, христианским демократам не хватает не только традиционного партнера по коалиции, но и важного корректирующего фактора, например, в вопросе налоговой политики. Так, о введении спецналога на финансовые трансакции уже открыто говорят представители почти всех политических партий, только либералы и в дальнейшем причисляют себя к противникам такого мероприятия.
Но, собственно, такое коррегирующую функцию либералы в последнее время как раз и не выполняли, говорит ведущий эксперт Института мировой экономики в Киле Йоахим Шайде. "Свободные демократы в прошлом не были тем, чем они должны были бы быть в правительстве, а именно - рыночным коррекционным фактором. И за это избиратели их и наказали", - говорит Шайде.
Читайте также: Спасение евро: какой суммой рискует Германия?
Вместе с теми партиями, которые теперь представлены в Бундестаге, более вероятным выглядит и введение на законодательном уровне размера минимальной зарплаты. В будущем либералы не смогут влиять на этот процесс, который не вызывает особого восторга со стороны представителей деловых кругов. Президент Федерального объединения немецкой промышленности Ульрих Ґрилло критикует, что во время предвыборной кампании и так много говорили о перераспределении вместо того, чтобы подумать о целенаправленной экономической политике.
Последовательная политика - предпосылка планирования. Открытых вопросов, по мнению Ґрилло, остается немало: это и энергетика, и налоги, и инвестиции. Он напомнил, что Федеральное объединение немецкой промышленности представляет интересы компаний, которые обеспечивают работой минимум восемь миллионов человек. "Они хотят видеть мощный экономический рост и больше работы", - отметил Ґрилло. Если удастся достичь успеха в этих направлениях, тогда, по его мнению, "снова можно будет говорить и о перераспределении".
Пока же, по словам Ґрилло, большинство представителей экономики радуются тому факту, что удалось избежать послевыборного хаоса. Более того: четкая победа консервативного блока ХДС/ХСС с точки зрения экономики позволяет надеяться на сохранение преемственности в экономической политике, а это, в свою очередь, означает и наличие условий для планирования. Представители деловых кругов Германии соглашаются с тем, что нужно больше инвестировать в образование и инфраструктуру, но в то же время они предостерегают будущую правящую коалицию от повышения налогов.
Реформ непочатый край. Аналитик из Института мировой экономики в Киле Йоахим Шайде считает, что следовало бы заняться дальнейшими реформами на рынке труда и преобразованиями в пенсионной сфере. Но эти темы, по его мнению, недостаточно глубокого освещены в избирательных программах политических партий, которые попали в Бундестаг. "Остается надеяться, что не будет хуже", - говорит эксперт. При таких условиях, по его мнению, лучше иметь реформаторский застой, чем двигаться в неправильном направлении.
То, что новая политическая сила "Альтернатива для Германии" все же не попала в Бундестаг, деловые круги восприняли с облегчением. Представители этой партии подчеркнуто критически настроены к Еврозоны и общей европейской валюты. Немало представителей деловых кругов зато еще перед выборами требовали от всех политических партий открыто выступить в поддержку евро. Поэтому прохождение в Бундестаг евроскептиков и противников общей европейской валюты могло бы вызвать скептическую реакцию в первую очередь в южно-европейских странах и привести к дестабилизации ситуации на финансовых рынках.