Венгерского премьер-министра Виктора Орбана снова обвиняют в уничтожении верховенства права в своей стране. Когда Виктор Орбан впервые возглавлял правительство Венгрии с 1998 по 2002 год, он прославился как лучший в стране премьер-министр после окончания коммунистической эры, сообщает The Economist.
Умеренный правоцентристский реформатор, приложил все усилия, чтобы его страна вступила в НАТО и ЕС. Молодой, харизматичный, невероятно энергичный визионер. «Это был наш Джон Кеннеди», - сказал о нем один из чиновников тамошнего Министерства иностранных дел.
Поэтому когда вундеркинд венгерского политикума вернулся во власть, получив большинство голосов на выборах в апреле 2010-го, на него возлагали большие надежды как в Венгрии, так и за рубежом. Но, похоже, в премьерский кабинет под малиновым куполом неоготического здания парламента в центре Будапешта вернулся уже другой Орбан. За последние три года он настроил против себя иностранных союзников, рассорился с друзьями и вызвал беспокойство у Еврокомиссии, Совета Европы и в Европарламенте. На третьем году своего второго премьерства Орбан вот-вот может стать парией ЕС.
Читайте также: На венгров давят со всех сторон
Политическая оппозиция нынешней венгерской власти, отмечает, что меры принимаемые Виктором Орбано ущемляют не только права человека и верховенство права в государстве, но и ухудшают инвестиционную привлекательность, что также совмещается в усилением проверок бизнеса. В стране становится всё сложнее вести бизнес, особенно мелкий и средний. Свидетельством является проведение постоянных акций протеста оппозиции противостоят стороники Виктора Орбана, которые в свою очередь уверены в правильности центролизации власти в руках одной партии.
Что же вызвало такое изменение еще достаточно молодого политика? Учитывая патриотическую и эмоциональную риторику, Орбан и его окружение чувствуют на себе почти божественную миссию изменить страну. Венгрия так на самом деле и не порвала с коммунизмом, заявляют они. Осталась Конституция 1949 года; закон о люстрации был слабым, и приняли его с опозданием. Более того, Венгрия в 2010 году находилась в ужасном состоянии, экономика балансировала на грани банкротства, а политическая система была неуправляемой. «Мы должны были спасать страну, - говорит министр иностранных дел Петер Сиярто. - Потому стояли на краю пропасти».
Правительство начало законодательный марафон, провело через парламент около 600 новых законов для реформирования и контроля СМИ, здравоохранения, образования, пенсионной системы, сельского хозяйства и судебной ветви власти. Но наиболее неоднозначным шагом стало написание новой Конституции, вступившей в силу с января 2012 года. «Мы действовали быстро и решительно, без лишних объяснений», - говорит Река Семеркеньи, советник Орбана по вопросам безопасности. «Ситуация требовала немедленных перемен».
Читайте также: Как Венгрия меняла конституцию и название государства?
Теперь же государственная пиар-машина пытается исправить то, что правительство считает гигантским непониманием его реформ. Удивительная законодательная лавина вызвала беспокойство в Брюсселе, Вашингтоне и различных международных органах. Даже воинственный Орбан, кажется, растерялся под натиском международной критики. Он пошел на уступки по некоторым противоречивым нововведениям, например в отношении досрочной отставки судей. Но остальные воплощает упорно и настойчиво. В конце мая парламент принял закон, который усиливает слежку за государственными служащими высшего ранга без обязательной санкции суда.
Орбан имеет четкое представление о работе коммунистического государственного аппарата, считает специалист по конституционному законодательству Ким Лейн Шеппель из Принстонского университета США. По ее мнению, премьер воспроизводит коммунистическую модель власти, в которой партия проникает абсолютно во все сферы государственной жизни. «Орбан везде расставляет своих людей», - такие жалобы постоянно звучат в Будапеште.
Нарушение европейских ценностей. ЕС усиливает давление на самого контроверсионного (противоречивого) члена европейского сообщества. В мае Европарламент обнародовал проект отчета, в котором указано, что последние поправки к венгерской Конституции, принятые законодательным органом страны в марте, нарушают основные ценности Европейского Союза. Такое же беспокойство высказывают и другие. 16 мая международная неправительственная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) заявила, что изменения, введенные Орбаном, ослабляют правовые элементы сдерживания правительства и подрывают защиту прав человека. Особенно резко HRW раскритиковала то, что власть подрезала крылья Конституционному суду, который потерял прерогативу оценивать конституционные изменения по существу. «Более четкого примера пренебрежения венгерского руководства к верховенству права не найти», - говорится в заявлении HRW.
Читайте также: Неудержимый Орбан
Оправдывая свои действия, правительство часто ссылается на свою главную цель - извлечь экономику из трясины. Определенных успехов в государственных финансах достичь удалось. Дефицит бюджета уменьшен с 4,3% ВВП в 2010-м до 1,9% в 2012-м, а государственный долг за тот же период - с 82% ВВП до 79%. В новом Основном Законе определены его потолок на уровне 50% ВВП. 29 мая Европейская комиссия порекомендовала освободить Венгрию от процедуры ликвидации чрезмерного дефицита - системы санкций для государств-участников, в которых дефицит бюджета слишком высок.
Но в I квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го экономика уменьшилась на 0,9%, а инвестиции - на 8,7% (по данным Национального статистического бюро). Иностранных и отечественных инвесторов отпугивают одни из самых высоких в Европе налоги, нестабильная регуляторная база и исключительно высокие корпоративные сборы, которые должны уменьшить дефицит бюджета. Только 58% взрослых венгров трудоустроены. Для сравнения: средний показатель по ЕС - 65%.
Читайте также: Венгрия обвинила Евросоюз в шантаже
Венгрии как крупнейшему должнику Центральной Европы во что ни стало нужна поддержка иностранных инвесторов, но их пугают политические риски. Длительный застой в экономике, очевидно, быстрее настроит общество против Орбана, чем все упреки международного сообщества. Опросы общественного мнения показали, что он выиграет выборы следующей весной, но, скорее всего, потеряет своё супербольшинство в парламенте, которое дало ему возможность воплощать в жизнь радикальные изменения.
Европейские партнеры Венгрии могут попытаться прибегнуть к санкциям. Например, исключить Орбана из правоцентристской Европейской народной партии - крупнейшей политической семьи ЕС - или временно лишить Венгрию права голоса в Совете Европейского Союза. Однако такие меры грозят увеличением поддержки в Венгрии ксенофобской и антиевропейской партии «Йоббик», которая на последних выборах набрала 17% голосов. Поэтому зарубежным критикам Орбана лучше подождать, пока экономические проблемы сами ограничат его власть, если вообще не положат ей конец.