Ностальгия по сильной руке: в Австрии становятся все популярнее крайне правые политсилы

Правые взгляды в АвстрииПартии крайнего правого направления всегда пользовались популярностью у австрийцев. Причина их успеха, считают эксперты, не в экономических или социальных кризисах, а в политических факторах.

К 75-й годовщине аншлюса Австрии нацистской Германии 12 марта 1938-го консервативная австрийская газета Der Standard опубликовала соцопрос австрийской компании Market-Institut. Согласно ему, 42% австрийцев, преимущественно старшего поколения, считают, что в аншлюсе «не все было так плохо», а 53% назвали аншлюс добровольным воссоединением. Социологическое исследование показало также, что 61% австрийцев хотели бы видеть сейчас в государстве сильную руку, даже если будут попираться основы парламентаризма и демократии. Похожий опрос 2008-го года показал ностальгию по сильной руке лишь 20% австрийцев. И, если бы партия национал-социалистов (запрещена законом) могла сейчас избираться на выборах в Австрии, то она могла бы рассчитывать на 54% голосов. Социологи говорят, что австрийская крайняя правая Партия свободы сможет получить четверть мандатов на следующих парламентских выборах в сентябре, повторив успех 1999-го (27%), когда она сформировала коалиционное правительство. Эта политическая сила выступает за выход из Европейского Союза и против иммигрантов, которых в Австрии почти пятая часть населения.

Назавершена люстрация нацизма

«Это катастрофа, которая показывает, что политики не в силах сдержать авторитарные тенденций в нашей стране. По исследованиям из прошлого десятилетия мы видели, что все больше воспринимаем принципы демократии. Но наступил глобальный кризис и общественные настроения изменились. Действующего австрийского канцлера Вернера Файманом австрийцы воспринимают как слабую персону, которая слабой управляет страной. Они скучают по сильной руке», - говорит австрийский публицист Петер Гуемер.

Несмотря на это, в вопросах экономики Вена хорошо справляется. В Австрии в начале марта Eurostat зафиксировал самый низкий уровень безработицы среди государств ЕС - 4,9%, а в январе один из самых низких показателей инфляции - 2,8%. Экономика Австрии и ее экспорт - продолжают расти. В 2012-м ВВП государства выросло на 0,7%, что и не так плохо на фоне кризиса в еврозоне, который затянулся.

Британский профессор каталонского происхождения Монтсеррат Гибернау в книге «Идентичность наций» видит корень проблемы не в экономике, а в ностальгии австрийцев за пангерманизмом, который был характерен им еще с середины XIX века, а в межвоенный период достиг апогея - аншлюс в 1938-м поддержали 99,7% австрийцев. После освобождения от оккупации в 1955-м (тогда возможность союза Австрии с Германией запретили союзники) пангерманизм пропагандировали в республике только крайне правые, которые с середины 1980-х через определенную потерю актуальности этой темы изменили риторику в защиту австрийской идентичности и выступили против иммиграции, которая якобы угрожает Австрии. Однако именно благодаря большому проценту иммигрантов, которые помогли восстановить государство после войны, по словам Гибернау, и сформировалась та самая новая австрийская идентичность во второй половине ХХ века. Лишь с 1970-х австрийцы начали считать себя отдельным от немцев нацией. «Молодая нация» австрийцев, говорят эксперты, до сих пор переживает процесс своего формирования.

Еще одна причина - "люстрация прошлого". «Австрийцы не попрощались с прошлым, как это сделали немцы. Они не проходили этих мучительных дебатов. Австрия, которую признают первой жертвой Гитлера, никогда не стояла у столба позора общественного мнения. А совместная с немцами ответственность австрийцев за преступления нацизма была в течение почти 40 лет темой табу. Это молчание прервали только в середине 1980-х, когда оказалось, что австрийский президент Курт Вальдгейм был ответственным за депортацию греческих евреев в концлагерь Аушвиц», - говорит публицист немецкого издания Die Zeit Гунтер Гофманн.

После событий с Вальдгеймом все изменилось. «С середины 1980-х у нас не было вопросов, которые бы не проверили на тему причастности к преступлениям нацизма. Но молодежь все чаще говорит, что история их не касается. Согласно опросам, 61% австрийцев считают, что сведения счетов с нацистским прошлым и дебаты об этом следует прекратить», - утверждает Гуемер.

«Австрия воевала во Второй мировой войне в составе нацистской Германии, а многие австрийцы помогали нацистам в лагерях смерти. Но после войны Австрия на  протяжении десятилетий повторяла миф, что стала жертвой нацистского гнета. Опрос должен был показать как сейчас австрийцы оценивают правление нацистов. Немецкий журнал Stern назвал результаты опроса шокирующими», - пишет британское издание The Independent.

Австрийские «свободовцы»

Партии крайне правого направления всегда пользовались популярностью у австрийцев. Причина их успеха, считают эксперты, не в экономических или социальных кризисах, а в политических факторах. Один из них - незавершенный процесс люстрации нацизма после Второй мировой войны. Наибольшей крайней правой партией Австрии после Второй мировой войны стала Национал-демократическая партия, образованная в 1967-м. В 1988-м политсилу официально запретили из-за принятия закона о запрете пропаганды нацизма. Однако у нее появилась преемница - Партия свободы Австрии.

Историк Уолтер Лакер говорит, что Партия свободы, несмотря организацию встреч с ветеранами СС, не является неонацистской в ??традиционном понимании, потому что в ее программе и идеологии нет элементов неприятие демократии и применения насилия. По его мнению, австрийские «свободовцы» не являются чистыми нацистами, а их идеология близка к национализму, ксенофобскому популизму и авторитаризму. Другая часть историков и политологов во главе с профессором Али Мазруи считает партию неонацистской.

Гибернау объясняет причины популярности австрийских «свободовцев» игрой последних на антииммигрантских страхах австрийцев: «Рост сомнений в целесообразности поликультурности, увеличение чувствительностей к различиям, страх, что страну поглотят иммигранты, которые способствуют снижению зарплат, росту уровня безработицы и преступности, загруженности системы соцобеспечения, дают аргументы правым радикалам. Крайне правые говорят о сохранении «чистоты» национальной идентичности». Сопротивление и страх перед наплывом иностранцев в государство находит отклик среди достаточно численного слоя населения и не раз давали «свободовцам» путевку к власти.

По данным Eurostat, в 2010-м из 8380000 населения Австрии 1,28 млн. (15,2%) были иммигрантами (с них 0,5 млн из государств Европейского Союза, а 0,78 млн. из государств за пределами ЕС ). В 2001-м иностранцы составляли лишь 8,9% населения Австрии (это без учета нелегальных мигрантов).

Во время выборов 1999-го Партия свободы заняла откровенную антииммигрантскую позицию и благодаря этому получила 27% голосов электората. Лидер австрийских правых Йорг Хайдер утверждал, что Австрия не страна для мигрантов, предлагая осложнить процесс получения австрийского гражданства, выдворить из государства иностранцев, которые длительное время сидят без работы, и другие антииммигрантские меры.

Формирование коалиционного правительства Партией свободы и консервативной Народной партией в 2000-м вызвало волну критики в 14 европейских странах, а Израиль временно отозвал своего посла. До сих пор в Европейском Союзе существует неписаное правило, запрещающее создавать коалиции с крайне правыми. Но австрийские «свободовцы» тогда осудили всякую дискриминацию и заявили о своей толерантности, преданность демократии и пообещали бороться «с ужасными последствиями преступлений нацизма». Волну возмущения удалось усмирить. Однако коалиция оказалась недолговечной. В 2002-м коалиционному правительству плохо удалось справиться с последствиями разрушительного наводнения, реформы буксовали, а в Партии свободы произошел раскол. На досрочных выборах в 2002-м политсила получила лишь 10%, сформировав новое коалиционное правительство с «народниками». Однако ее популярность постоянно падала, вследствие чего австрийские правые потеряли власть в 2005-м в пользу коалиции "народников" и соцдемократов.

В 2005-м Хайдер покинул Партию свободы и основал Альянс за будущее Австрии, который должен был стать главной силой крайних правых. Однако в октябре 2008-го он разбился в автокатастрофе и его дело продолжила Барбара Розенкранц, которая в 2010-м участвовала в президентских выборах. Она получила более 15% голосов и второе место после действующего президента Хайнца Фишера. Розенкранц известна благодаря многочисленным заявлениям в поддержку нацистов. А ее муж Хорст является членом запрещенной неонацистской партии и пишет книги о гитлеризме.

В 2008-м на волне антииммигрантской риторики и боротбы за защиту австрийцев от иностранцев «свободовцы» снова вышли на третье место на парламентских гонке с 17,5% голосов. Новое политическое объединение и оппозиционная деятельность крайне правых во время кризиса содействуют новому росту их популярности и могут снова привести их к власти в Вене уже на очередных гонках в сентябре.

Источник

Перевод: EUROUA.COM

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки