Медленные темпы вакцинации в Евросоюзе вызывают сомнения в его эффективности. Несколько стран уже двинулись собственными путями, а также усиливаются центробежные силы. Но являются ли национальные решения лучшими?
Пандемия коронавирусной болезни стала третьим большим испытанием для объединенной Европы в XXI веке. После кризиса евро и кризиса беженцев все страны континента в очередной раз оказались перед одинаковым вызовом. Снова встает вопрос кто может лучше справиться с кризисом: союз или национальные государства?
Начало пандемии продемонстрировало возвращение к национальным решениям: страны закрывали границы и останавливали экспорт медицинского оборудования. А после началось противоположное движение - Федеральная канцлер Ангела Меркель (ХДС) и президент Франции Эмманюэль Макрон основали Фонд восстановления после коронавирусной болезни и вследствие этого ЕС впервые будет иметь общие долги. Усилить Евросоюз должна была также совместная стратегия вакцинации. Но из-за ошибок и задержек вакцинация в ЕС движется медленно и вызывает немало сомнений. Все больше стран выбирают идти собственными путями. Снова растут центробежные силы. Попало ли единство ЕС под угрозу? Издание Тыждень проанализировало долгосрочные перспективы.
Альтернативные поставщики
Призывы допустить в ЕС вакцины из России и Китая, чтобы ускорить темпы прививки, звучат неделями. Сейчас Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) по крайней мере рассматривает допуск российской вакцины «Спутник V». Многочисленные страны на национальных уровнях допустили российскую вакцину в обход ЕС, а Венгрия делает прививки еще и китайским препаратом. Но присмотримся повнимательнее - Россия не проводит широкой собственной кампании вакцинации и не сможет выполнить достойные внимания поставки в Европу. На данный момент, с экстренным национальным допуском российскую вакцину заказали Венгрия, Чехия и Словакия. Но ее роль нишевая например, в Венгрии ей вакцинировали только 20 тыс. человек, зато европейские вакцины получили более 750 тыс. Теперь российскую вакцину в Евросоюзе будет выпускать Италия. Старт запланирован на второе полугодие, а до конца года должны выпустить около 10 млн доз. Правда, тогда в Европе уже не должно быть дефицита вакцин. До конца года по заказу ЕС только Германия получит 300 млн доз. Тогда препараты из двух автократий уже не потребуются. Пекину и Москве речь идет прежде всего о том, чтобы воспользоваться актуальным дефицитом и фрустрацией европейцев и выступить в роли альтернативных партнеров. Это касается и допуска вакцины китайской фирмы Sinopharm в Венгрии. 500 тыс. из заказанных 5 млн доз уже прибыли, что во время дефицита дало стране преимущество перед остальной Европой. Темпы вакцинации в Венгрии опередили все другие крупные страны ЕС.
Премьер Виктор Орбан сделал прививку китайским препаратом перед камерами. Он критикует ЕС и не упускает ни одного случая использовать тему вакцинации. Брюсселю это неприятно, но в то же время там понимают, что в перспективе эта проблема решится сама собой. Через несколько недель венгерский заказ из Китая будет лишь каплей в потоке вакцин, которые заполонят Европу. Пока не стоит опасаться также эффекта домино - до сих пор ни одна другая страна ЕС не среагировала на китайские авансы. Заинтересовалась Польша, но репутация Китая в стране плохая, значительно хуже, чем репутация Евросоюза. Пока нет признаков, что Варшава будет заказывать препарат у Пекина.
Новые партнеры для производства
В качестве партнера по разработке вакцин в поле зрения стран ЕС попал также Израиль, а не только Россия и Китай. Так, Австрия и Дания планируют сотрудничать с Израилем в разработке и производстве вакцины против новых штаммов COVID-19. Поэтому главы правительств обоих государств Себастиан Курц и Метте Фредериксен недавно вместе летали в Тель-Авив.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен взволнована, но напоказ делает хорошую мину: «Мы хорошо сотрудничаем с канцлером Курцом», сказала она недавно в разговоре журналисту газеты Der Standard. Ведь Курц постоянно подчеркивал, как важно для малых стран, таких как Австрия, иметь всю мощность ЕС в 450 млн граждан». И это правда. А еще он говорил: «Мы больше не должны зависеть только от Евросоюза». Вена обвиняет Брюссель в слишком медленном допуске вакцин и их дефиците из-за несовершенных сделок. Новый вакцинный альянс может вскоре стартовать: два международно успешные предприятия уже сегодня производят в Австрии вакцины, правда, пока не от COVID-19. Такие страны ЕС, как Польша, Венгрия и Италия, вскоре тоже могут начать искать партнеров среди третьих стран. Цель новых альянсов сначала обеспечить вакцинами собственное население, а тогда, возможно, предоставлять их другим странам-членам. Для Европейской комиссии, которая и дальше настаивает на солидарности и равномерном распределении в соответствии с количеством населения, это провокация и проблема.
Закрытие границ
Для Брюсселя неограниченная мобильность в Шенгенском пространстве до сих пор священна это одна из центральных колонн, на которые опирается ЕС. И то, что во время первой волны коронавирусной болезни многие страны на национальном уровне закрыли свои границы, поставило этот принцип под сомнение. Но это можно было считать чрезмерной реакцией в доселе небывалой исторической ситуации. Однако сейчас, во время очередной волны, это хотят предотвратить и любой ценой удержать границы открытыми. Поэтому Брюссель очень разъярен, потому что Германия и еще пять стран (Бельгия, Венгрия, Финляндия, Швеция и Дания) в последнее время снова среагировали закрытием границ. Германия из-за мутаций вируса закрыла свои границы для иностранцев с Чехией и австрийским Тиролем.
На днях Еврокомиссия хочет обсудить такие «односторонние решения» во время видеоконференции министров внутренних дел стран членов ЕС. Ведомство отмечает, что в январе были достигнуты договоренности и что здоровье можно защитить более мягкими мерами. Поэтому недавно Брюссель разослал в шесть столиц письма с требованием объяснений.
Однако с правовой точки зрения страны-члены могут самостоятельно решать временно закрыть границы из-за определенных угроз. Поэтому Берлин критику отвергает. Еврокомиссия должна прекратить «разбрасываться дешевыми обвинениями», как заявил недавно немецкий федеральный министр внутренних дел Хорст Зеегофер (ХСС). Ситуация сложная. Самая тяжелая фаза, вероятно, достигнута, и к лету границы вновь могут открыть.
Туристические альянсы с третьими странами
В конце февраля правительства ЕС решили к началу лета ввести единственный действительный для путешествий во всей Европе паспорт вакцинаций. Однако удастся ли это, пока неизвестно. Технические препятствия для объединения данных из всех стран ЕС чрезвычайные. К тому же никто не знает, какой будет пандемическая ситуация летом и Еврокомиссия и большинство стран-членов решатся тогда на путешествия.
Поэтому первые страны ЕС уже ищут пути для маневра. Кипр, Греция и Испания не хотят зависеть от решений Евросоюза. Зато надеются на двусторонние договоренности, которые должны сделать возможным поездки в Европу и за ее пределы. Так, Греция с Эстонией хотят открыть для себя туризм с Израилем.
В мае схожие договоренности должны вступить в действие между Кипром и Великобританией. Испания также планирует договориться с Лондоном. Исландия тоже имеет целью заключить соглашения с отдельными странами. Для Евросоюза это могло бы стать плохим знаком, если бы в начале лета люди из-за ЕС смогли бы отдыхать в Испании или Греции, а граждане Евросоюза нет. Тогда критика медленной вакцинации в Европе может выйти из-под контроля. Поэтому ЕС должен как можно скорее делать прививки и вводить паспорта вакцинации, чтобы рядом с постбрекзитными британцами на средиземноморских пляжах могли лежать все граждане Евросоюза.
Вывод
Чрезвычайная ситуация пандемии стала для ЕС экстремальным вызовом. Сейчас центробежные силы чрезвычайно мощные. Очередная волна, неуверенность из-за мутаций вируса, а также задержки в стратегии вакцинации вызывают фрустрацию многих стран-членов. Многочисленные правительства заигрывают с национальными решениями.
Что среди всего этого есть прежде всего пиаракциями для направления недовольства на Брюссель, а что может привести к длительной эрозии европейского единства в актуальной, уникальной ситуации, спрогнозировать трудно. Однако точно то, что ЕС больше не может позволить себе ошибаться.
К тому же не исключено, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен летом сможет презентовать себя как победительницу коронавирусной болезни. Если до тех пор удастся, как запланировано, получить значительные поставки вакцины, прививать людей, закончить локдауны в ЕС и сделать возможным беспроблемные путешествия в пределах Шенгена.