Как протесты против абортов, коронакриза и выборов в США влияют на политическую ситуацию в Польше

Проблема запрета абортов в Польше - глубокий и давний вопрос, который еще с 90-х годов "выстреливает" во внутренней политике.

Однако на протяжении последних четырех лет оно появлялось на повестке дня уже немало раз (причем уже второй раз с начала 2020-го). Во время, когда конституционный суд решил дать оценку конституционности абортов, ситуация с противостоянием пандемии в Польше была критической. За 21 день октября общее число новых больных COVID-19 в Польше возросло более чем вдвое, а количество умерших — на 51,4%. Поэтому мнение, что резонанс вокруг горячей и противоречивой темы спровоцировало желание отвлечь внимание от управленческих провалов, возникало в польских медиа не раз, пишет издание Тыждень.

Что тогда казалось действительно неожиданным то, что Конституционный суд наконец примет какое-то решение. Протесты, разразившиеся с не виданной до тех пор силой, поразили многих. Значительным был еще и их масштаб. На протесты выходили не только в больших городах, но и в малых городках. Несмотря на то что решение Конституционного суда появилось как ответ на запрос от сотни депутатов из правительственной коалиции, младшие представители партии, в частности ее региональные члены, даже открыто выступали против и поддержали женскую забастовку. Например, Марта Чмель-Гергелевич, депутат ПиС в Совете городка Богухвала на востоке Польши, поддержала протесты и стала почти медиазвездой благодаря своей позиции. Также некоторые члены ПиС в Совете Нижнесилезского воеводства проголосовали за заявление в поддержку забастовки. Похожие примеры были и в Варшаве. Многие депутаты также призвали к более мирному и «культурному» выражению собственных позиций, апеллируя к тому, что прерывать службы в костелах с плакатами или оставлять надписи на зданиях соборов «недостойно».

Женские протесты - это не единственная тема, которая на протяжении последних недель расшатывает стабильность руководящей партии. За несколько недель до пресловутого решения Конституционного суда правительственная коалиция была на грани распада из-за закона О защите животных. Еще в сентябре при содействии Ярослава Качиньского в Сейме продвигали законопроект, получивший название «пятерка для животных». Согласно с ним в Польше введут запрет разведения зверей ради меха, запрет использования животных в цирках и усилят социальный контроль за условиями их содержания.

После голосования и внесения изменений в законопроект в Сейме и Сенате документ вернулся на рассмотрение в комиссии сейма по вопросам сельского хозяйства, и потом за него снова проголосуют обе палаты польского парламента. Проблема с этим законопроектом заключается в том, что против него выступают аграрии и крестьяне — те, кто в значительной степени поддерживали ПиС и Анджея Дуду своими голосами на выборах. Польский президент, в свою очередь, также отмечает, что не будет подписывать этот законопроект, даже если его проголосуют в парламенте, именно из-за ответственности перед крестьянами. Часть "объединенной десницы" — руководящей коалиции партий в польском парламенте-так же не поддерживает положения этого законопроекта. В сентябре коалиция оказалась в шаге от распада именно из-за расхождения позиций по этому вопросу. 17 ноября в эфире одной из польских радиостанций Лех Колаковский — представитель старого круга партии и бывший соратник Ярослава Качиньского, — заявил, что собирается покинуть «Право и справедливость» и это хочет сделать не только он. В сентябре в разгар скандала Качинский прекратил членство Колаковского в партии именно из-за оппозиции к законопроекту о защите животных.

Обе кризисные темы — не единственные сухие ветки в польском политическом костре. 16 ноября Польша и Венгрия заблокировали принятие досрочного бюджета ЕС, а вместе с ним — особого и очень нужного «коронавирусного пакета». Причина в том, что ЕС решил привязать финансирование к механизму уважения верховенству права. У обеих стран с этим немалые проблемы, и женская забастовка — очередное тому доказательство. Такое положение дел фактически ставит под удар все 27 стран — членов ЕС. Другая причина, которую бывший министр иностранных дел Радослав Сикорский уже назвал своеобразным Brexit второй каденции ПиС, — победа на выборах в США Джо Байдена. Немало польских оппозиционных политиков еще задолго до выборов ставили вопрос о том, чем обернется для польской власти такая близость и любовь к Дональду Трампу в случае победы Джо Байдена. Однако сейчас, когда победил последний, вопрос стоит даже не в «химии» между Трампом и Пис, а в том, что при условии сохранения привычных взаимоотношений США и ЕС Вашингтон не сможет закрывать глаза на проблемы с верховенством права в Польше.

Политические последствия женских (хотя принимали в них участие не только женщины) протестов пока сложно оценить. Однако анализируя их, следует принимать во внимание весь спектр проблем, с которыми столкнулись польские власти на протяжении последних месяцев. Тогда можно увидеть, что протесты против запрета абортов — лишь часть зажигательного элемента. Да и, несмотря на определенные радикальные шаги против костела со стороны небольшой части протестующих, прежде всего это было проявление несогласия с тем, что происходит в стране.

В прошлые годы официальная статистика министерства здравоохранения Польши фиксировала в среднем 1100 абортов, сделанных по медицинским показаниям. Однако на самом деле эти данные вовсе не отражают действительности. Согласно данным польской Федерации женщин и планирования семьи, ежегодно аборт делают от 80 до 150 тысяч женщин. Эти данные приблизительные, точные цифры не известны никому. Однако в 2013 году польский аналитический центр CBOS провел опрос, который показал, что каждая третья - четвертая взрослая полька прерывала беременность.

Если во времена социалистического режима это делали подпольно, то теперь такой нужды нет, и польские врачи не рискуют нарушать закон. Польские женщины ездят за границу, где могут это сделать без нарушения закона. По данным Gazeta Wyborcza, самыми популярными среди польских женщин, являются словацкие, немецкие, нидерландские и британские клиники. Тем не менее, как показывают опросы, польское общество не готово легализовать аборты по любым причинам, как того хотят либерально настроенные участники протестов. Согласно опросу United Surveys для RMF и Дзенник Gazety Prawnej, опубликованного в начале ноября, большинство поляков все еще поддерживают так называемый абортный компромисс, который действует в Польше с 1993 года. Согласно ему аборт был разрешен лишь в трех случаях: когда беременность угрожала жизни ребенка, была следствием преступления или во время беременности были обнаружены пороки плода. Опрос показывает, что лишь незначительное количество поляков поддерживает разрешение на аборт в случае сложной материальной ситуации матери (21,6%), если мать является несовершеннолетней (24,3%) или не хочет иметь ребенка (23,7%). В то же время абсолютное большинство поддерживает разрешение на аборт в случае если были обнаружены пороки плода (74,6%) или беременность угрожает жизни матери (87,7%).

Поэтому либерализация абортного законодательства, которую предлагают активистки комитета женской забастовки, в Польше вероятнее всего не произойдет даже при условии серьезных политических изменений. Сейчас их олицетворением можно считать бывшего журналиста и кандидата в президенты Польши на выборах Шимона Головню. Несмотря на скепсис, который высказали летом некоторые обозреватели, его движение (а ныне уже зарегистрированная партия) «Польша 2050» за первые две недели ноября удвоило свою поддержку, и если бы выборы состоялись в первой половине ноября — получило бы 16,3% голосов. Как показывают результаты опроса, партия Шимона Главные сумела переманить на свою сторону не только бывших сторонников ПиС и «Гражданской платформы», но и небольшую часть электората малых партий, как-то «Конфедерция», «Левые» или «Польская крестьянская партия». Более того, сам лидер партии Шимон Головня, по данным другого опроса, лидирует в рейтинге доверия среди поляков. Последние верят ему больше, чем даже своему недавно переизбранному президенту Анджею Дуде (в Главные 50%, в Дуды — 46%). Важно еще и то, что у оппозиционного политика наименьший уровень недоверия среди поляков. Не доверяют ему лишь 20%, тогда как Анджею Дуде вдвое больше — 41%.

Решение польского конституционного суда от 22 октября так и не было опубликовано в журнале законодательных актов. В среду, 18 ноября, в Сейме снова должны были дебатировать об абортах, однако пока перенесли это обсуждение. Если к этому вернутся, то на повестке дня депутатов окажутся два законопроекты — президентский Анджея Дуды, который усиливает запрет абортов только относительно плодов с синдромом Дауна, и министра юстиции Збигнева Зьобро, согласно которому любые аборты должны быть запрещены. Ситуация с правительственным большинством сейчас очень сложная, поэтому поддержки вряд ли станет на любой из законопроектов. Польский политический котел сейчас почти дошел до точки кипения, а нелегкий коронавирусный 2020-й разве что будет увеличивать температуру. Шансов его хотя бы немного остудить пока мало.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки