Еврокомиссия поставила новую амбициозную цель - очередное расширение Евросоюза. К 2025 году ЕС хочет принять новые государства Западных Балкан. Однако у этого плана есть немало препятствий.
В ЕС царит "усталость от расширения" после того, как почти десятилетие назад союз принял в свой состав 13 восточно - и центральноевропейских стран (последними вступили в ЕС Румыния и Болгария в 2007, Хорватия в 2013). С тех пор перспективы членства западнобалканских государств подогреваются на совсем тихом огне. Однако Еврокомиссия разработала амбициозный план, по которому во время нового большого этапа расширения уже в 2025 году сможет поздравить первых новых членов из ряда западнобалканских государств.
"Это должно стать отправным пунктом, решением ради будущего Европы", - заявила верховная представительница ЕС по иностранным делам Федерика Могерини. По ее словам, для этого еще необходимо приложить немалых усилий, однако "давайте это сделаем" еще при жизни нашего поколения, призывает она.
Переговоры по вступлению Черногории, наименьшей в этой группе страны, продолжаются с 2012 года. С Сербией - с 2014-го. Поэтому их считают первыми кандидатами на вступление. Однако Сербия имеет больше препятствий к присоединению: ее отношения с Косово непонятны и недружественны, процветают организованная преступность и коррупция, верховенство права - под вопросом, свободу прессы ограничено. Сербию многие считают вассалом России, которая может сыграть роль "троянского коня" России в ЕС.
Хотя, крошечная адриатическая Черногория, насчитывает всего 600 тысяч жителей и в 2017 году уже стала членом НАТО, имеет схожие проблемы. Здесь наибольшей критике подвергается коррумпированная власть. Поэтому обе страны выполняют далеко на все критерии вступления.
Читайте также: Черногория замыкает контроль НАТО над северным Средиземноморьем
"Не существует быстрого пути", - сказал в интервью DW еврокомиссар по вопросам расширения Иоганнес Хан. Считает ли он, что в течение следующих семи лет эти страны действительно станут более демократическими, правовыми и конкурентоспособными? "Это возможно, иначе бы мы этого не предложили", - добавил еврокомиссар. Однако самое важное, подчеркивает Хан, "экспортировать стабильность в регион, чтобы оттуда не импортировать нестабильности". А дипломаты из ЕС так объясняют начатый процесс: "Мы не сокращаем тоннель, но делаем так, чтобы в конце можно было видеть свет".
Сомнения относительно сроков
В Берлине на предложение Брюсселя отреагировали очень осторожно. Также и председатель комитета иностранных дел Европарламента Дэвид Макалистер считает: "Это лучший сценарий". Он уверяет, что кандидаты на вступление должны без всяких компромиссов выполнить жесткие требования ЕС. По его словам, в этом раунде расширения предстоит убедиться, что прежде всего соблюдены европейские принципы. Среди таких Макалистер называет "верховенство права, примирение и добрые отношения с соседями".
И на этот раз речь идет про конкретные критерии прогресса: должен быть отработан план из шести разделов, от верховенства права до примирения с соседями. Самое главное требование - внедрение европейских ценностей, и речь идет не об экономическом, а о политическом развитии Западных Балкан.
Читайте также: Стабилократия на Балканах. Запад опять поддерживает балканских автократов
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер также высказался относительно спорной даты - 2025 года: "Это поощрительная дата", которая должна подвигнуть государства к ускорению необходимых реформ.
Он также пообещал, что больше никогда в ЕС не примут страну с нерешенным спором по границе. Эту ремарку Юнкер напрямую адресовал хорватском премьер-министру Андрею Пленковичу. Тот произнес пламенную речь в Европарламенте об улучшении в Хорватии и призвал к принятию Западных Балкан к ЕС.
Юнкер зато напомнил о до сих пор существующий конфликт с Словенией относительно общей границы и бухты Пирана. Хорватская власть в прошлом году отклонила решение международного арбитража - несмотря на давление Брюсселя.
Стратегические интересы ЕС
Для Сербии это означает, прежде всего, требование - урегулировать разрушенные отношения с Косово. Не хотят европейцы "импортировать" и длительный конфликт Греции и Македонии. Если спор удастся уладить, Македония может попасть ко второй группе стран-кандидатов на вступление в ЕС.
Дипломаты из ЕС, впрочем, смотрят на путь реформ без иллюзий: "До расширения мы имели некоторое влияние, во время переговоров мы поднимали очень большое влияние, после принятия мы его больше не будем иметь". Как поощрение в последующие годы используют деньги: Западным Балканам предоставляют 500 миллионов евро, и эта сумма еще может вырасти.
Читайте также: Россия раскачивает сепаратизм на Балканах
За инициативой относительно вступления в ЕС Западных Балкан стоят, прежде всего, стратегические интересы. В ЕС опасаются, что эти страны могут попасть под все большее влияние России или Китая. Есть опасения и относительно того, что Москва будет разжигать региональные конфликты и обострения. Тоби Фогель из Центра исследования европейской политики считает такие опасения бредом. Однако он усматривает опасность в том, что вступление в ЕС ослабит власть таких политиков, как серб Александар Вукич и других "сильных людей с Балкан". Поэтому вопрос в том, насколько искренни их европейские устремления.
Кроме того, вместе с ними в ЕС придут люди, "идеологически и по темпераменту близкие к венгру Виктору Орбану". Национализм и популизм могут получить второе дыхание, Орбан уже с нетерпением ждет новых союзников и издевается над Брюсселем. Таким образом, все важнее, чтобы ЕС абсолютно серьезно относился к реализации своих критериев и демократических правил. Нельзя довольствоваться "потемкинскими" реформами, только тогда будет шанс, что Европа в среднесрочной перспективе станет больше и сильнее и будет поддерживать мир в регионе.