Бегство никогда красиво не выглядит. Особенно когда беглец хочет быть героем и преследует большие цели. Карлес Пучдемон в роли беженца от испанской юстиции в Брюсселе выглядит плачевно, считает Барбара Везель на страницах DW.
Карлес Пучдемон продает картофель фри в брюссельской уличной палатке. Какой шутник первым смонтировал эту фотожабу, выяснить невозможно. Но картинка попала точно в цель: как известно, от великого до смешного один шаг. Еще вчера он размахивал флагами на баррикадах в Барселоне, а сегодня сидит в столице Бельгии и ЕС с порцией жареной картошки в руках.
Большие убеждения требуют больших жестов
Другие шутники изображают Пучдемона как одного из персонажей комикса "Приключения Тинтина", который вечно убегает. Юно-наивный стиль этого комикса очень хорошо подходит каталонцам. Бельгийский политик Ги Верхофстадт уже успел язвительно заметить: "Если Тинтин (главный герой бельгийской версии комикса. - Ред.) во время своих приключений всегда находит способы решения проблем, то Пучдемон в Каталонии оставляет хаос и разруху".
За спиной в Каталонии? Пучдемон оставил минимум своих разочарованных сторонников, разгневанных однопартийцев и деловые круги, которые не знают, чего ожидать. И временно управляемый из Мадрида регион, который очень прагматично покоряется "чужому правлению". Вероятно, Пучдемон переоценил революционный потенциал своих воспалительных земляков. В хорошую погоду ходить на демонстрации весело. Однако стоит ли пожертвовать благосостоянием и рабочим местом ради националистической мечты, если при этом удобно и достаточно автономно живешь в Испании? Это звучит, как ерунда, уже тогда, когда об этом пишешь.
Но верховный каталонец по крайней мере должен был бы знать, что большие убеждения требуют от лидеров крупных жестов. Это значит в любом случае с высоко поднятой головой под пение каталонских песен о свободе отстаивать свое дело перед судом в Мадриде. А вот что выглядит очень плохо, так это оставить ответственность своим министрам, а самому исчезнуть при невыясненных обстоятельствах. А потом уминать в Брюсселе картофель фри и бельгийский шоколад.
Независимость Каталонии - политический театр
Весь этот театр про каталонскую независимость с Карлесом Пучдемоном в главной роли и без того уже напоминает дешевую комедию. Пучдемоновское сравнение испанского правительства с диктатурой Франко можно считать смехотворными или наглыми, как кому больше нравится. Постоянные призывы к демократии звучат пусто, если сами лидеры пренебрегают ее правилами. В конце концов экс-президент и его сторонники играют в собственноручно созданной роли жертвы. При этом одним глазом они постоянно посматривают на публику, проверяя реакцию зрителей.
В России, Турции и других странах люди сидят через свою политику или профессию за решеткой. На фоне судеб других за политический детсад в Каталонии становится разве что неловко. Такое впечатление, что эти героические борцы за независимость постоянно кричат: "Мы хотим, чтобы нас угнетали!" Все это для того, чтобы оправдать собственные цели и доступ к теплым местам государственной службы, обеспечить себе рычаги провинциальной власти и место в теленовостях.
Таким нет места в Европе. Неловко и тогда, когда кто-то постоянно рассказывает своим поклонникам сказочку про европейскую помощь, а потом, конечно, не может ее обеспечить. Ведь ни ЕС, ни Бельгия, которая не по собственной воле приняла Пучдемона, не хотят подавать руку лидеру-раскольнику. Они ждали каталонцев с таким же нетерпением, с которым ждут вспышки чумы или холеры. Если бельгийцам повезет, то их судебная система не будет препятствовать европейскому ордеру на арест и скорой экстрадиции Пучдемона. Возможно, заодно удастся и снова подавить сепаратистские прихоти собственных фламандцев.
А президент в изгнании, как себя пафосно называет Пучдемон, тем временем снова оказывается в интернационале праворадикальных националистов Европы под одобрительные аплодисменты левого крыла. Помните поговорку? Кто пристанет к плохому общества, тот там и сгинет.