Стоит ли ЕС отказаться от традиционных национальных государств и провозгласить "Европу регионов"? Каталонии это кажется выходом из политического лабиринта, но для ЕС может завершиться хаосом, считает Бернд Ригерт на страницах DW.
Каталония не является единственным регионом в Европе, который пытается получить больше независимости. Шотландия, Южный Тироль, Аландские острова, Фландрия, возможно, также Бавария. Этот список не является полным. При этом некоторые регионы стремятся получить не собственную государственность, а лишь получить большую автономию. В некоторых же - как в Шотландии или Каталонии - конечной целью является независимое национальное государство. Такие центробежные движения рассматриваются Евросоюзом как минимум с противоречивыми чувствами. Поскольку они ставят под вопрос порядок существующих национальных государств. А защита целостности государств, являющихся членами ЕС, является частью соглашений Евросоюза.
Для Евросоюза такие вещи приемлемы лишь в том случае, если само государство в демократический способ изменит собственную конституцию. Как пример здесь можно привести вхождение Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германия в 1990 году или распад Чехословакии на два независимых государства в 1992 году. Однако, Чехия и Словакия присоединились к ЕС гораздо позже. Также и возможный выход Шотландии из состава Соединенного Королевства хотя и был бы, по мнению Евросоюза, нежелательным, но с правовой точки зрения не составил бы проблемы, поскольку Великобритания в целом согласилась на проведения шотландского референдума. В отличие от Каталонии, где Испания отрицает право каталонцев на референдум.
Каждое решение в индивидуальном порядке
Каждый случай - индивидуален и отличается от других. Состоялся, например, выход Косово из состава Сербии, что, впрочем, признали не все государства ЕС. Или распад многонациональных государств Югославии и Советского Союза. Бывшие части этих государств на сегодня являются членами ЕС. Однако на сегодняшний день представляется невозможным признание независимости Каталонии другими государствами-членами Европейского Союза. Правительство Каталонии не должно иметь относительно этого никаких тщетных надежд.
Но каким может быть решение в перспективе на будущее, чтобы избежать конфликтов между регионами и государствами, из состава которых они стремятся выйти? Есть ли на это какой-то европейский ответ? Уже делаются первые шаги в направлении "Европы регионов", которую раньше время от времени предлагали. По стечению обстоятельств, на прошлой неделе в Брюсселе проводил заседания "Комитет регионов" - орган вроде парламента, в котором представлены 350 регионов всех 28 государств-членов ЕС. Впрочем, Комитет регионов является лишь совещательным органом. Законодательную власть в ЕС делят национальные государства в Совете ЕС и Европейском парламенте, который избирается путем прямого голосования.
Предложение лишить власти в ЕС национальные государства и повысить роль таких регионов, как Каталония, Каринтия или Шлезвиг-Гольштейн, сделав их настоящими носителями европейской идентичности, хотя и имеет шарм с точки зрения государственной теории, но на практике, скорее, невозможна для реализации.
Государство или регион?
Федерализация национальных государств, которые сложились исторически, может быть сложным делом. Ведь существует не только региональная любовь к родине, но и национальная идентичность, которая так просто не исчезает. В конце концов, сепаратисты в Каталонии хотят не столько быть регионом в Европе, сколько полноценным государством, поскольку считают, что каталонцы формируют отдельную нацию. И вот здесь терминология и определения размываются. Что такое нация, что такое регион, что такое конфедерация?
Сегодня все 28 членов ЕС и 750 евродепутатов должны объединиться, чтобы определиться. Если национальные государства были бы заменены в ЕС регионами, которые определены на данный момент, тогда в каждом саммите принимали бы участие 28 национальных государств, а 98 регионов. Эти регионы примерно соответствуют федеральным землям, которые существуют в Германии. Но может быть и еще более мелкое распределение. Если взять за основу такие регионы, как административный округ в ФРГ, тогда мы имели бы 276 регионов. Если взять за основу деления на регионы район или департамент во Франции, то тогда цифра возрастет до 1342. Такая Европа с ее сегодняшними полномочиями была бы неуправляемой.
Кстати, цифры взяты из европейского статистического ведомства Евростата. Оно четко делит ЕС на регионы от первого до третьего порядка (NUTS), поскольку государственные дотации и структурная помощь в ЕС уже сегодня планируются и рассчитываются на таком мелком уровне. Деление на регионы не решило бы политическую проблему, которая есть в Каталонии. Нации, которые самоопределились и которые чувствуют себя "угнетенными" в Европе, как считает часть каталонцев, должны более четко понять, что государственный суверенитет и раздробленность в наше время не принесут никакого настоящего успеха. Каталонцам следует пытаться изменить Испанию, а шотландцам - Великобританию. Неправильно апеллировать в этом вопросе к Европе.