Недовольство Каталонии можно решить лучшими способами

Испания пережила бурные времена: гражданскую войну 1930-х, диктатуру до 1975 года, неудачный государственный переворот 1981-го, финансово-экономический крах 2008-2013 годов, а также националистический и джихадистский терроризм.

Сейчас она стоит перед конституционным кризисом, который угрожает целостности страны. Каталонское правительство провело 1 октября референдум о независимости, который имеет обязательную силу для властей Каталонии. Учитывая, что большинство в 90% проголосовало «за», независимо от явки, которая составило 40% президент Каталонии Карлес Пучдемон в одностороннем порядке получил право провозгласит независимость.

Конституционный суд Испании назвал референдум незаконным, а консервативное правительство премьера Мариано Рахоя взяло на себя контроль над финансами региона в попытке не допустить его реализации. Спецслужбы провели обыск в помещениях государственных учреждений Каталонии и одной частной службы экспресс-перевозок. Конфисковано постеры и бюллетени, арестованы по меньшей мере 12 должностных лиц. Каталонское правительство призвал к «мирному сопротивлению».

Кризис нарастает, как снежный ком, превращаясь в серьезную угрозу испанской демократии. Разумное ее решение имеет большое значение для остальной Европы. Если Каталония станет прецедентом, это повлияет и на других будущих сепаратистов от Шотландии до Донбасса.

Уровень жизни в Каталонии выше среднего как в Испании, так и в Европейском Союзе. Она имеет едва ли не самые широкие из всех регионов Европы полномочия для самоуправления, в частности для защиты каталонского языка. Для постороннего глаза Каталония — замечательный, успешный край. Но большинство каталонцев недовольны судьбой. Они думают, что Испания отнимает слишком много их денег и недостаточно уважает их идентичность. Рахой ошибочно думал, что время и восстановление экономики успокоят недовольство в этом регионе.

Читайте также: Ситуация в Каталонии: сценарии развития событий

Конституция Испании, принятая на референдуме 1978 года (и почти единодушно поддержанная в Каталонии), провозглашает «нерушимое единство» страны. Полнота власти принадлежит народу Испании в целом, а не жителям ее отдельных составных частей. Правительство Каталонии заявляет о праве на самоопределение. Но международное право признает это лишь тогда, когда речь идет о колониализме, вторжение другого государства или грубой дискриминации и нарушения прав человека. Эти пункты, как считается, можно применить к курдам, которые провели референдум о выходе из Ирака 25 сентября.

Однако Каталонию вряд ли можно назвать колонизованной, оккупированной или ущемленной. Многие испанцы опасаются, что после ее выхода из Испании быстро наступит очередь Страны Басков. Если верховенство права еще что-то значит, то Конституцию надо соблюдать. Поэтому Пучдемон должен отказаться от своего безрассудного референдума. Учитывая, что противники выхода не пойдут на голосование, поэтому все голоса «за», что он получил, будут сомнительными не только с правовой, но и с политической точки зрения. И все-таки игра Рахоя в кошки-мышки с урнами для голосования обеспечила пропагандистскую победу Пучдемона. Большинство электората Рахоя в остальной Испании поддерживает премьера отчасти потому, что он не идет на уступки каталонскому национализму. Но что-то важное в этой стране дало сбой, и обязанность премьера — исправить это.

Демократия требует не только верховенства права, но и консенсуса. Конституционные изменения, особенно право выхода из состава страны, должны быть трудными, но не невозможными. В Шотландии и Квебеке народ получил право высказать свое мнение, и это не закончилось расколом. Рахою следует защищаться несколько не так активно: сейчас ему нужно пытаться по-новому договориться с Каталонией, одновременно предложив переписать Конституцию с тем, чтобы позволить проведение референдумов о выходе из состава страны, но только если будет присутствовать четкое большинство при высокой явке избирателей.

Значительная часть каталонцев хочет иметь право голоса относительно этого, но опросы свидетельствуют, что свыше 40% поддерживают независимость. Наверное, большинство удовлетворилась бы новой договоренности, по которой получило бы более понятные полномочия, право оставлять себе больше финансов (как в Стране Басков) и символическое признание понимания ею государственности. Беда в том, что ни Пучдемон, ни Рахой, кажется, не заинтересованы обсуждать это, пишет The Economist.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки