Промышленность Франции станет испытанием для Макрона

Это можно считать мини-испытанием для Эммануэля Макрона: человек, которому французские избиратели доверили Елисейский дворец, несмотря на то что никогда не занимала выборной должности, впервые вмешивается в промышленность, пишет The Economist.

Речь идет про крупнейшую судостроительную верфь Франции, в городе Сен-Назер на побережье Атлантического океана. В конце прошлого месяца вместо того, чтобы продать верфь итальянцам, правительство Макрона пообещал ее национализировать. Президенту Франции, заядлому поборнику Европейского Союза и глобализации, забрасывают национализм, протекционизм и попытки остановить падение популярности. Сейчас не все так плохо. Однако Макрону следует остерегаться промышленной политики, которая может помешать его главной цели сделать Францию и ЕС более конкурентоспособными.

У сен-назерського судостроения тяжелое прошлое. Во время каденции предшественника Макрона Франсуа Олланда было подписано соглашение о том, что две трети акций верфи, которыми владел южнокорейский конгломерат, покупают итальянцы и инвестиционная судостроительная компания Fincantieri. В общем им досталось 54,6% акций, остальное принадлежало бы французскому государству и тамошнем инвестору. Макрон мог утвердить эту продажу, как планировалось. Зато он пересмотрел проект и разорвал соглашение. Президент выдвинул требование разделить капитал 50/50, а когда итальянцы отказались, заявил, что воспользуется правом государства выкупить их долю.

Правительство уверяет, что национализация будет временной, что ему надо было укрепить переговорные позиции, чтобы государство не потеряло первоочередного права выкупа. Франция не против соглашения с Fincantieri, но настаивает на стратегическом значении верфи в Сен-Назере, поскольку она обеспечивает французский флот, а ее штат насчитывает несколько тысяч работников. К тому же правительство опасается, что торговые тайны верфи могут проскользнуть к бизнес-партнеру Fincantieri китайскому предприятию, которое строит круизные лайнеры.

Аргумент про китайцев представляется сомнительным: когда Олланд был при власти, Министерство обороны им не занималось. Убедительнее звучит то, что правительство должно иметь больше влияния, если Fincantieri решит перевести часть производства из Сен-Назера на случай, например, кризиса. Хотя и это не очень согласуется с верой Макрона в интеграцию ЕС, в частности его военных сил и предприятий, которые их обслуживают. Шаг президента уже сказался на отношениях Франции с Италией. Последней неприятно, что ее выставляют не достойным доверия партнером.

На прошлой неделе две стороны назначили дедлайн достижения договоренности на 27 сентября. Опасность в том, что переговоры провалятся и из-за неимения альтернативного покупателя «временная» национализация станет постоянной. Это значительный риск, потому что идея национализации сен-назерской верфи обрела популярность. По результатам недавнего опроса, его поддерживают 70% французов, несмотря на то что сам Макрон теряет позиции стремительнее любого другого новоизбранного главы государства, кроме Жака Ширака: в мае его поддерживали 62% граждан, а сейчас 54%.

Макрон не из тех, кто будет гоняться за популярностью. Однако длительное государственное владение верфью нанесет удар и Сен-Назеру, и французской промышленности в целом. Французское государство имеет самую большую долю в бизнесе среди стран Европы (кроме богатой нефтью Норвегии). В ее собственности акции компаний, где работает около 800 тыс. лиц, на сумму €100 млрд. В январском отчете Счетная палата предупредила, что государственные компании наращивают стоимость медленнее, чем частные. За длительную национализации верфи в Сен-Назере также возникнет противодействие плану Макрона продать государственные активы стоимостью €10 млрд и направить эти средства на поддержку среднего бизнеса, который должен стать более инновационным.

Если Сен-Назер это мини-испытание, то макроиспытание тоже не за горами. На сентябрь Макрон сам назначил еще один дедлайн: рассказать о реформах французского рынка труда. Они сделают его более гибким при ограничении права судов назначать компенсации за увольнение работников и обязанность профсоюзов вести переговоры внутри компании, что дает большие шансы на умеренный результат, чем такие же разговоры на общенациональном уровне.

На прошлой неделе парламент разрешил правительству менять соответствующий закон указами. Эта реформа обещает стать важнейшим политическим событием Франции последних десятилетий. Ее поддерживают более центристские профсоюзы, которые становятся более влиятельными. Однако сторонники жесткого курса и левые политики рьяно протестовать. В истории с Сен-Назером они могут почувствовать слабинку правительства, которую можно эксплуатировать. Макрон не должен им этого позволить.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки