Почему образование Украины не готовит к потребностям современного рынка труда

Украина входит в двадцатку стран с наибольшим уровнем охвата населения высшим образованием. Однако пропасть между знаниями и навыками, которые предлагают учебные заведения, и требованиями работодателей все глубже.

Пока вопрос дисбаланса рынка труда и образования не сдвинется с мертвой точки, Украина и дальше будет терять позиции в глобальном рейтинге конкурентоспособности, а украинские выпускники - шансы найти желаемую работу, пишет издание Тыждень.

Вопрос выбора профессии - это возможность в будущем получить хорошую работу. По крайней мере, так считает больше половины украинских студентов, согласно опросу, проведенного компанией GfKUkraine в феврале - марте 2016 года. Среди причин выбора университета лидирует его престижность и высокие шансы на трудоустройство.

Читайте также: Роль английского языка для успешности государства. Пример Польши

Однако как показывает практика, работодатели все чаще недовольны уровнем подготовки и компетенции соискателей работы и наличие диплома даже престижного заведения не дает никаких гарантий. Например, согласно исследованию Всемирного Банка, 4 из 10 компаний, работающих в ключевых сферах, заявляют про значительный разрыв между навыками, которые имеют их рабочие, и целями, которые ставит перед собой бизнес.

В частности, почти половина компаний в аграрном секторе и сфере производства пищевых продуктов – одной из самых перспективных в Украине – недовольны знаниями и навыками претендентов на работу. Сходная ситуация в других отраслях.

Однако этот вопрос нужно рассматривать по крайней мере в двух плоскостях – качества образования и институализации связи образования и рынка труда. Поэтому его решение – не только Минобразования, а в координации усилий с Минэкономики, Минсоцполитики, Минмолспорта, Государственной службой занятости, профсоюзами, общественностью, самими ВУЗАМИ и бизнесом.

Чего хотят работодатели?

Вызовы сегодняшнего дня требуют иного комплекса навыков, чем 25 лет назад. Это точно уже не те умения, на которые ориентировалась советское образование. В результате, по уровню подготовки кадров Украина уже оказалась на «красноречивом» 74-м месте в глобальном рейтинге конкурентоспособности. При том, что доля ВВП, которая тратится на образование, – одна из самых высоких в мире.

Особенно недовольны работодатели уровнем практических навыков. Так шесть из десяти компаний выразили недовольство уровнем подготовки как формального, так и неформального образования.

Во-вторых, проблема в том, что современные работодатели требуют развитых «личных» навыков (так называемых «soft skills»), которые существенно повышают эффективность труда. Именно о них, казалось бы и не слышало классическое постсоветское образование. Хотя в мире этому вопросу посвящают регулярные масштабные мониторинги, например, то же исследование Всемирного Банка.

Так, по словам Виктории Шубиной, HR-специалиста крупной международной ИТ-компании, самая большая проблема, причина которой в том числе в образовании - это плохо развитые у претендентов на работу именно «soft skills».

«Прежде всего – это коммуникационные навыки, нехватка которых ощутима уже на собеседовании. Во-вторых, это самопрезентация. Наше образование не учит, как себя правильно «подать». Третье – это самоорганизация, «self-management», умение распределить свои задачи, делегировать, а также, что очень важно, держать «work-life balance», - отмечает Виктория Шубина.

Читайте также: Сколько денег вкладывают государства в науку?

Также по ее словам, довольно проблематична ситуация с умением брать на себя ответственность и нехваткой так называемых problem solving skills - умением быстро разобраться в ситуации и самостоятельно найти пути решения проблемы.

Кроме того, крайне необходимыми есть навыки быстро учиться. Особенно чувствительна в этом плане сфера ИТ.

Также важной тенденцией последних лет является такое понятие, как эмоциональный интеллект, EQ - умение распознавать и управлять своими эмоциями. «Это вопрос не только у молодежи, но даже у опытных управленцев высокого уровня. Развитый EQ крайне необходим в стрессовых условиях, поскольку воздействует не только на собственную эффективность, но и команды в целом», - говорит Виктория Шубина.

Также, она отметила гибкость, умение быстро адаптироваться, а также креативность – важный навык, который можно со временем развить.

Прежде всего над этими навыками, по словам работодателей, должно работать украинское образование - что уже давно и достаточно успешно делает система высшего образования в ЕС. Поэтому не удивительно, что европейский диплом существенно повышает шансы найти желаемую работу.

«Образование в ЕС не нацелено на повторение студентом изложения мысли преподавателем, а на самостоятельный поиск и выработку собственного мнения относительно того или иного вопроса», - говорит Елена Степаненко, которая училась в Дипломатической академии Вены и Колледже Европы (Натолин, Польша).

Также она отмечает, что в ЕС образование больше акцентировано на исследования в группе - для социализации, развития умения коммуникации, строить отношения.

«Все задания даются с целью получения конкретных практических навыков. Это подготовка профессионала к условиям жизни», - говорит Елена Степаненко.

Почему украинское образование не «учит»?

Наконец в Украине начинают осознавать, что начиная со школы, при чем - начальной, образование должно формировать навыки критического мышления на базе определенного ядра знаний.

«Мы должны сформировать у детей ключевые компетентности, которые сегодня признаны ведущими образовательными системами мира как такие, которые необходимы для современного человека в XXI веке», - говорит министр образования и науки Лилия Гриневич в одном из последних интервью.

По словам министра, фундаментальных нововведений стоит ожидать после обновления стандартов образования, подготовки учителей и запуска новой украинской школы – это планируется к 2018 году.

Другой аспект – высшее образование. Именно оно должно стать исполнителем заказа государства и бизнеса на подготовку качественных кадров. В результате мы видим огромный дисбаланс, когда по данным Государственной службы занятости, на 1 вакансию в сфере финансовой и страховой деятельности – претендует 65 (!!!) лиц.

Читайте также: Как вылечилась Польша - рецепт для Украины

Естественно, что вопрос соответствия распределения набора на определенные программы по специальностям диктуется рынком. Однако в Украине перечень направлений подготовки был искусственно раздут – до около 160-ти. В том числе, из-за коррупции. Только сейчас его начали сокращать.

Так, по словам Инны Совсун, первого заместителя министра образования и науки, когда абитуриенты поступали на очень узкую специальность, то их возможности трудоустройства после этого были значительно ограничены. Например, если студент учился на узкой специальности, а потребность на рынке труда в ней внезапно исчезала.

Еще один важный блок – неформальное образование, которое должно готовить человека к быстрым изменениям. Это давно поддерживаемая в Европе концепция образования в течение жизни в виде тренингов, семинаров.

В Украине она не только вне внимания государства, но и официально не признается. Однако по словам Юрия Юзича, главного эксперта Молодежной группы РПР, в проекте закона «Об образовании» (3491-д от 04.04.2016) уже заложен европейский подход разделения на формальное и неформальное образование. Но в этом проекте закона есть недостатки, которые станут препятствиями в получении личных навыков».

«Даже в случае принятия закона мы очень далеки от понимания того, как государство может поддерживать неформальное образование. В ЕС работают над этим десятки лет. У нас же ничего подобного даже на горизонте не видно», - отметил эксперт РПР.

К слову, крупные компании пытаются самостоятельно решить эту проблему и вкладывают много ресурсов во внутренние тренинги.

«У нас есть большой тренинговый отдел, где есть как внутренние тренеры, так и возможность привлечь внешних. Есть направленности на развитие как технических навыков, hard skills, так и soft skills. Отдельно большой упор делается на воспитание лидеров разных уровней», - говорит Виктория Шубина.

Когда образование становится партнером бизнеса

Нормальной практикой решения проблемы несоответствия образования потребностям рынка в мире становится инициатива самого бизнеса. На Западе среди компаний все большее распространение приобретает создание партнерских отношений с учреждениями высшего образования.

Уже «хрестоматийным» примером стало сотрудничество компании Siemens с Университетом Линкольна (Великобритания) и Трансильванским университетом (Румыния). Так, корпорация разместила свои штаб-квартиры непосредственно на базе университетских кампусов. Это помогло приблизить студентов к реальным потребностям производства, привлекать экспертов компании в преподавательской деятельности. В результате, по инициативе Siemens, магистратура Университета Линкольна пополнилась программой по возобновляемым источникам энергии (MSc Energy Renewables and Power).

В Украине уровень сотрудничества предприятий ключевых индустрий с учреждениями образования остается стабильно низким и скорее единичным. Определенные компании, обычно это крупные международные корпорации, пытаются построить диалог с университетами, которые готовят кадры в сфере экономических или технических наук. Примером является опыт компании Samsung Electronics Украина, которая запустила ряд инициатив для поддержки обучения молодежи, а также программу по трудоустройству выпускников ВУЗОВ «Samsung Fresh Graduate Recruitment».

Читайте также: Членство в Европейском Союзе как катализатор реформирования Украины. Пример Польши

В целом же практику сотрудничества сужено к предоставлению студентам возможности стажироваться или краткосрочно работать на базе предприятий. Другие же инициативы сотрудничества, такие как совместные научные разработки, их коммерциализация, планирование учебного плана, содействия предпринимательским инициативам – не распространены. Поэтому воссоздать полную картину потребностей бизнес - среды невозможно.

Причина в отсутствии государственной политики по сбалансированию рынков труда и образования. Университеты остаются заложниками государственного заказа, изолированными от реалий, мало контактируют с бизнесом, выпуская практически и психологически не подготовленных к рынку труда выпускников.

В то же время, по словам министра образования и науки, право на высшее образование не может быть привязано только к развитию рынка труда. «На развитие рынка труда влияет очень много факторов. Среди них главный - это финансово-экономическая ситуация. Это очень плохо, что у нас рынок труда еще не достаточно развит, чтобы все технические специальности были востребованы полностью, а особенно специалисты с высшим образованием”, - отметила она.

Хотя напомним, в тексте Стратегии реформирования высшего образования в Украине до 2020 года, опубликованной в декабре 2015 года, одной из целей задекларировано создание должной связи между рынком труда и системой высшего образования. Интересно, что среди механизмов имплементации определено регулярную диагностику рынка труда с целью рационального использования бюджетных средств на высшее образование.

Пока же Украина сохраняет преимущественно советский подход к формированию госзаказа (лишь недавно его начали менять), в Европе над проблемой взаимоотношений образования и рынка труда работают не одно десятилетие.

Как в ЕС балансируют образование и рынок труда

Необходимость вовремя предвидеть потребности в умениях и компетенциях отмечалась еще в Белой книге Европейской комиссии 1993 года. Впоследствии, в Лиссабонской декларации «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей», закрепленный диалог университетов с работодателями.

В 2010 году принятая Стратегия Европа-2020, остается ориентиром ЕС в сферах занятости, образования, социального обеспечения, экологии, инноваций и разработок. ЕС внедряет специальные программы и инициативы, направленные на устранение дисбаланса между рынком труда и образованием. Например, в июне Еврокомиссия приняла новую «Skills Agendafor Europe». Приоритет будут предоставлять улучшению цифровых навыков, чтобы лучше адаптировать людей к современному рынку труда.

В то же время на развитие «гибких навыков», мобильности и интеграции молодежи направлены программы Эразмус+, Tempus и Мари Кюри.

В целом же в странах ЕС наблюдается переход от анализа потребностей в квалификациях на национальном уровне к анализу востребованных квалификаций на региональном и местном уровнях, а также на уровне предприятий. В результате - наряду с крупными государственными структурами возникают небольшие частные структуры, которые занимаются такими исследованиями и разработками.

Например, в Великобритании существуют Отраслевые Советы по развитию профессиональных умений (SSC), деятельность которых регулируется Ассоциацией по формированию профессиональных умений для отраслей. Советы разрабатывают рекомендации по совершенствованию программ профессиональной подготовки специалистов, квалификационные стандарты и тому подобное. В свою очередь, работодатели активно работают в советах, участвуя в сертификации квалификаций выпускников.

Читайте также: Украинцы в Польше: студенты и заробитчане, но не беженцы

В Германии еще в 1998 году была принята так называемая «система раннего выявления тенденций в развитии умений». Так, разрабатывается сразу два независимых прогноза кадровых потребностей по различным моделям. Институт исследований экономической структуры исследует структурные изменения в экономике. Параллельно с этим разрабатывается модель прогноза и спроса рабочей силы. Кроме того, вопросами исследований изменений в профессиях, компетенциях и умениях занимаются еще два института: Федеральный институт профессионального образования и обучения и Институт исследований по вопросам рынка труда и профессий при Федеральном институте занятости. Так, в течение последних лет были обновлены стандарты по 70 профессиям и созданы 30 абсолютно новых профессий.

Во Франции исследовать потребности рынка труда в трудовых ресурсах и соответствие им системы образования начали еще в 1960-х годах. Интересным механизмом выявления будущих потребностей стали "контракты на прогнозы ", введенные в 1988 году для объединения усилий государственных и частных структур в проведении соответствующих исследований. Эти контракты заключаются между государством, промышленными организациями и одним или несколькими "внешними" структурами. В рамках этих контрактов осуществляется секторальная диагностика, выявление возможных будущих тенденций. Соответственно к ним и разрабатываются рекомендации.

В Финляндии стоит отметить сотрудничество между учебными заведениями и организациями регионального развития. Это помогает устранить дублирование подготовки и обучения по одинаковым специальностям и «перепроизводство» специалистов, невостребованных на рынке труда.

Следовательно, мы видим, что связь между сферой образования и рынком труда невозможна без получения адекватной информации об изменениях спроса на профессии и квалификации, быстрого реагирования образования на изменения в экономике. Поэтому Украине не обойтись без современной системы прогнозирования и стратегического планирования, как на национальном, так и на региональном уровнях.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки